Я там был мед пиво пил по усам текло что

По усам текло, да в рот не попало (значение фразеологизма) — об упущенной возможности.

— «По усам текло, да в рот не попало».

Пословица указана в Толковом словаре Д. Н. Ушакова, 1935 – 1940 к слову «усы».

Пословица «По усам текло, да в рот не попало» образовалась, как сокращение, от более полной ее версии (раздел — «Присказки», «Пословицы русского народа» (1853 г.) В.И. Даля):

— «Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало».

Медом на Руси называли не только мед, в нашем нынешнем понимании. Медом называли безалкогольный напиток, который варился из воды, с добавлением трав и меда (что-то вроде сбитня, но холодного).

«Униженные и оскорбленные» — Маслобоев рассказывает как князь обманул дочь богатого человека:

«Ну-с, она и воротилась в Краков. Отец-то не принял, проклял, она умерла, а князь перекрестился от радости. Я там был, мед пил, по усам текло, а в рот не попало, дали мне шлык, а я в подворотню шмыг. «

«И что ж! оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало

«Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861 г.), явл. 4:

«Красавина (садится). Была и мед пила, по усам текло, а в рот не попало

«Лес» (1870 г.) — два актера приехали к богатой родственнице одного из них. Им удалось взять у купца, обманувшего их родственницу 1000 рублей (тогда это большие деньги). Актер отдал эти деньги родственнице. Второй актер сказал «по усам текло, а в рот не попало«, жалея, что они не присвоили эти деньги.

«Сказка о Иване Молодом сержанте Удалой голове, без роду, без племени, спроста без прозвища» (1857 г.):

«И я и сват Демьян там были, куму Соломониду дома забыли, мед и пиво пили, по усам текло, в рот не попадало, – кто сказку мою дослушал, с тем поделюсь, кто нет – тому ни капли!»

Конёк-горбунок (1834 г.), ч. 3, последние строки произведения:

«Во дворце же пир горой:
Вина льются там рекой,
За дубовыми столами
Пьют бояре со князьями.
Сердцу любо! Я там был,
Мёд, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
«

«Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух. там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.»

«День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.»

«Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.»

«Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво Пил; по усам текло, да в рот не попало. И всё тут.»

Спящая царевна (1831 г.) — последние строки сказки:

«Что ж осталось досказать?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
«

источник

Употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Славяне, а еще раньше скифы для получения спиртных напитков использовали березовый сок. Позднее сок был вытеснен питейным медом и пивом. В те давние времена возник известный рефрен русских народных сказок: «И я там был. Мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало» .
В дохристианскую эпоху на Руси алкоголь употреблялся главным образом на народных и княжеских пирах, игрищах, тризнах, или в корчме, как правило, при обильной трапезе. В то время основным сырьем для производства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмельные напитки – медовуха, пиво, брага, а с Х века – виноградное вино, были слабо-градусные.
До середины XVI века, заплатив «бражную пошлину» на солод, хмель и мед, каждый варил хмельное питье (5-8°) для себя сам, сколько нужно было для обихода.

Если присказка и зачин: «В некотором царстве, в тридесятом государстве. » вводят слушателя в мир сказки, то его же нужно вывести оттуда в реальность по окончании сказки! Для этого и служит концовка про пир на весь мир, где и я был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Сказка уводит, развязывая и окрыляя воображение, а потом приводит назад, заканчивая или обрывая это изобразительно-вообразительное пьянство концовкою: «Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало» А бывает и еще выразительнее и протрезвительнее, даже с выталкиванием: «На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали; отняли лоханку от быка, да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться; со мной стали драться. Я надел колпак, стали в шею толкать. » (Афан. , II, 78).
А это значит: сказка кончена; протрезвляйтесь, добрые люди, от вашего мечтательного пьянства; все равно ни я, ни вы взаправду пьяны не были: только по усам текло, в рот-то ведь не попало. Идет жизненная проза с ее разочарованиями и выгонит всех нас с нашего сказочного пира

«Я там был. » — это связующее звено между двумя мирами и возвращение в мир несказочный. Кроме того, это и намёк на угощение за мастерски рассказанную сказку.

Это выражение автора показывает, что к тому, что сказано надо относится по-трезвому, т. е. вдумчево, серьезно .

К контексте этого выражения высказывались и другие писатели, например «Лес» Н. Островского — «Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало. «.
У Даля в «Хлебные дельцы. Картины русского быта» написано «. Тутъ.. . не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень.. . только что.. . нам по усамъ текло, а в ротъ не попало».

У Пушкина таких присказок не мало. Например, «Сказка о Кузьме Остолопе» заканчивается словами «Я тамъ был; медъ, пиво пилъ — и усы лишь обмочилъ». У Ершова в его знаменитом «Конеке Горбунке» также есть:
Сердцу любо! Я тамъ былъ
Медъ, вино и пиво пилъ;
По усамъ хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Ну, а если перевести Гомера (Labra id, non palatum rigat. Χείλεχ μέντ’ έδίην δ’ όκ έδίηνε), то получится «Губы, но не нёбо обмачиваетъ».

источник

Часто в конце сказки можно увидеть выражение «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Многие писатели пользовались этой фразой для завершения своих произведений. Эти фразы можно встретить у Н. Островский, в произведении В. Даля «Хлебные дельцы. Картины русского быта». Этот прием часто попадается в произведениях А.С. Пушкина, например, в «Сказке о Кузьме Остолопе» — «Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил». Не отстает от вышеупомянутых писателей и П.П. Ершов. Так в конце знаменитой сказки «Конек-горбунок» он использует подобную фразу. Данная фраза в чем-то перекликается с греческим выражением которое означает «Губы обмачивает, но не небо «.

Что же это за концовка такая – что она означает, и почему ее придумали именно такой?

Эта фраза –как дверь из сказочного мира в реальность. В сказках все по-другому, все не так как в суровой действительности. Здесь добро всегда побеждает зло, здесь всегда все заканчивается хорошо и все счастливы, зло всегда наказано и в конце бывает свадьба, после которой супруги живут долго и счастливо и умирают в один день. Сказка без счастливого конца не может считаться сказкой, ведь главной особенностью этого жанра и является счастливый конец. Таким образом, сказка очень сильно отличается от суровой действительности, поэтому вначале нас как-бы вводят в сказочный мир («В некотором царстве, в тридесятом государстве. », «Жили-были…»), а потом отпускают в реальность («Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало»). «Я там был…» выступает в качестве связующего звена между двумя мирами – сказочным и не сказочным.

Однако не понятно, почему конец сказки связан с пьянством. Здесь все очень просто: во время того, как разворачивается действие сказки, мы находимся как будто в мечтательном пьянстве и сладких мечтах, сказка уводит нас в волшебные миры, где все всегда заканчивается хорошо. Когда же в конце сказки нам рассказывают о пире, на котором был автор, нам сообщают о том, что сказка закончилась и нужно скинуть с себя это мечтательное пьянство и вернуться в реальность. А если заглянуть в суть этого выражения еще глубже, то оно сообщит нам о том, что нужно отнестись ко всему сказанному в сказке серьезно и примерить это на реальную жизнь.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Конечно же, представление иностранцев о русском народе как о беспросветных пьяницах, это не более чем миф, но все-же обычно русские праздники не обходятся без алкоголя. Сначала в качестве алкоголя на Руси использовали березовый сок, позже появился питейный мед и пиво. До прихода христианства в нашу страну, алкоголь в России чаще всего присутствовал на пирах и прочих развлечениях. Мед был главным сырьем, которое использовалось для производства алкоголя. Из него делали пиво, брагу, медовуху. Эти напитки относились к слабоалкогольным, именно поэтому пьянящее действие сказки на сознание читающего, можно сравнить с влиянием питейного меда и пива на состояние человека, присутствующего на пиршестве. Существует также фраза, в которой говорится «на душе пьяно и сыто стало», которая означает, что человек чувствует себя хорошо и его ничто не тревожит. Именно в такое состояние мы погружаемся, когда читаем добрую сказку и видим, что все так хорошо заканчивается.

В этом выражении также показано, что сказка – это не более чем вымысел. Это можно проследить в выражении «по усам текло, в рот не попало». Так, нам вроде бы и рассказали интересную и поучительную историю, но в то же время, она не так сильно связана с реальность, а для того, чтобы извлечь уроки из сказки, нужно применить сделанные выводы на нашу повседневную жизнь.

Сказка заканчивается, приходит реальная жизнь и выгоняет нас с праздника, на котором мы только что оказались. Мы не были пьяными на самом деле и не оказывались в сказочной стране, которой вообще нет, пора возвращаться в суровую действительность, но, при этом, усвоить уроки, вынесенные из сказки. Именно об этом говорит нам выражение «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Поэтому относитесь к сказкам серьезно, воспринимайте уроки, которые в ней скрыты и не забывайте вовремя переключаться на реальность.

источник

Часто в конце сказки можно увидеть выражение «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Многие писатели пользовались этой фразой для завершения своих произведений. Эти фразы можно встретить у Н. Островский, в произведении В. Даля «Хлебные дельцы. Картины русского быта». Этот прием часто попадается в произведениях А.С. Пушкина, например, в «Сказке о Кузьме Остолопе» — «Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил». Не отстает от вышеупомянутых писателей и П.П. Ершов. Так в конце знаменитой сказки «Конек-горбунок» он использует подобную фразу. Данная фраза в чем-то перекликается с греческим выражением которое означает «Губы обмачивает, но не небо «.

Что же это за концовка такая – что она означает, и почему ее придумали именно такой?

Эта фраза –как дверь из сказочного мира в реальность. В сказках все по-другому, все не так как в суровой действительности. Здесь добро всегда побеждает зло, здесь всегда все заканчивается хорошо и все счастливы, зло всегда наказано и в конце бывает свадьба, после которой супруги живут долго и счастливо и умирают в один день. Сказка без счастливого конца не может считаться сказкой, ведь главной особенностью этого жанра и является счастливый конец. Таким образом, сказка очень сильно отличается от суровой действительности, поэтому вначале нас как-бы вводят в сказочный мир («В некотором царстве, в тридесятом государстве. », «Жили-были…»), а потом отпускают в реальность («Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало»). «Я там был…» выступает в качестве связующего звена между двумя мирами – сказочным и не сказочным.

Однако не понятно, почему конец сказки связан с пьянством. Здесь все очень просто: во время того, как разворачивается действие сказки, мы находимся как будто в мечтательном пьянстве и сладких мечтах, сказка уводит нас в волшебные миры, где все всегда заканчивается хорошо. Когда же в конце сказки нам рассказывают о пире, на котором был автор, нам сообщают о том, что сказка закончилась и нужно скинуть с себя это мечтательное пьянство и вернуться в реальность. А если заглянуть в суть этого выражения еще глубже, то оно сообщит нам о том, что нужно отнестись ко всему сказанному в сказке серьезно и примерить это на реальную жизнь.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Конечно же, представление иностранцев о русском народе как о беспросветных пьяницах, это не более чем миф, но все-же обычно русские праздники не обходятся без алкоголя. Сначала в качестве алкоголя на Руси использовали березовый сок, позже появился питейный мед и пиво. До прихода христианства в нашу страну, алкоголь в России чаще всего присутствовал на пирах и прочих развлечениях. Мед был главным сырьем, которое использовалось для производства алкоголя. Из него делали пиво, брагу, медовуху. Эти напитки относились к слабоалкогольным, именно поэтому пьянящее действие сказки на сознание читающего, можно сравнить с влиянием питейного меда и пива на состояние человека, присутствующего на пиршестве. Существует также фраза, в которой говорится «на душе пьяно и сыто стало», которая означает, что человек чувствует себя хорошо и его ничто не тревожит. Именно в такое состояние мы погружаемся, когда читаем добрую сказку и видим, что все так хорошо заканчивается.

В этом выражении также показано, что сказка – это не более чем вымысел. Это можно проследить в выражении «по усам текло, в рот не попало». Так, нам вроде бы и рассказали интересную и поучительную историю, но в то же время, она не так сильно связана с реальность, а для того, чтобы извлечь уроки из сказки, нужно применить сделанные выводы на нашу повседневную жизнь.

Сказка заканчивается, приходит реальная жизнь и выгоняет нас с праздника, на котором мы только что оказались. Мы не были пьяными на самом деле и не оказывались в сказочной стране, которой вообще нет, пора возвращаться в суровую действительность, но, при этом, усвоить уроки, вынесенные из сказки. Именно об этом говорит нам выражение «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Поэтому относитесь к сказкам серьезно, воспринимайте уроки, которые в ней скрыты и не забывайте вовремя переключаться на реальность.

источник

«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало» – так заканчиваются многие русские народные сказки. Мед, пиво… А что вообще пили на Руси в те далекие времена, когда ни чая, ни кофе, ни соков, ни газировки еще не было? Какие существовали безалкогольные и спиртные напитки?

Вода живая, она же – ключевая

В Европе простая вода не пользовалась большой популярностью – во многом из-за того, что ее пригодность к употреблению часто оставалась под большим вопросом. А вот на Руси она всегда была достаточно популярным напитком. Забавно, но также ее называли «пивной водой» или даже пивом – от слова «пить». Современное значение за словом «пиво» закрепилось гораздо позже.

Так назывался обычный березовый сок, быстро завоевавший популярность у простого люда, ведь добывать его было легко и он прекрасно утолял жажду. Единственным недостатком березовицы была сезонность ее добычи. А заготовленный впрок сок, если его не успевали выпить вовремя, нередко прокисал. Но, как оказалось, его вполне можно было сбраживать, получая хмельную березовицу. О ее существовании можно узнать в том числе из записей арабского путешественника Ибн-Фадлана, побывавшего на Руси в X веке.

Пожалуй, это единственный исконно русский напиток, не утративший популярности и по сей день. Вот только мало кому известно, что изначально он был алкогольным! В Средние века на Руси существовало слово «квасник», означавшее пьяницу, да и современное слово «квасить» (в значении «пить спиртные напитки») имеет те же корни.

Известно, что в XI веке квас варили, что приближает его к пиву или меду, сведения о котором вы найдете ниже. Примерно в XII веке появился слабоалкогольный квас, а крепкий спиртной напиток с тем же названием начали также называть «твореным квасом», то есть приготовленным намеренно.

Исконно русский чай имеет мало общего с китайским национальным напитком имел мало общего, кроме технологии приготовления. На Руси заваривали обычно травы: зверобой, крапиву, иван-чай, мяту. Только с XV века купцы начали привозить в Россию настоящий китайский чай, но долгое время доступ к нему имели только монархи и их приближенные. Лишь в Екатерининскую эпоху восточная диковинка начала завоевывать популярность и среди незнатных людей. Это положило начало регулярным закупкам чая в Китае.

Удивительно, но самовар появился в нашей стране только в царствование Петра I, то есть в XVIII веке. Причем привез его монарх из Голландии вместе с другими чужеземными диковинками. Однако это незамысловатое устройство настолько пришлось по душе русскому народу, что быстро стало «своим». И сегодня самовар у любого человека ассоциируется именно с Россией, а не с Нидерландами.

До появления чая любимым зимним напитком на Руси долгое время был сбитень, рецепт которого был впервые задокументирован в XVI веке, но известен был гораздо дольше. Название этого напитка, вероятно, связано с технологией приготовления: в одном сосуде настаивался мед, в другом – ароматные травы (зверобой, имбирь, шалфей и другие), а затем все это «сбивалось», то есть перемешивалось. Сбитень продавали в общественных местах, чтобы люди во время зимних прогулок могли согреться со вкусом.

Впрочем, пили его не только в холода. В жаркие дни или, скажем, в бане, сбитень могли употреблять в охлажденном виде. Кроме того, этот напиток существовал как в алкогольном, так и в безалкогольном варианте. На улицах обычно продавали последний.

В качестве алкогольного напитка мед был любим русским народом еще в древности. Готовили его, сбраживая обычный мед вместе с ягодным соком. Получившуюся жидкость переливали в дубовые бочки и помещали под землю как минимум на полтора десятка лет. Такой мед называли ставленым. Нередко в него также добавляли различные травы, пряности или хмель (и тогда он назывался хмельным).

Также на Руси примерно с XI века начали готовить вареный мед, технология производства которого напоминала приготовление пива. В его состав входила вода, что позволяло производить больше напитка с меньшими затратами. Кроме того, такой мед был готов к употреблению уже через две или три недели. Правда, по вкусу и пользе он значительно уступал ставленому, но спрос на него все равно был очень велик. Кстати, сегодняшняя медовуха – это еще более дешевая и быстрая имитация вареного меда.

Как ни странно, этот напиток на Руси знали еще в IX веке, но не то чтобы очень любили. А после крещения Руси в 988 году вино стали употреблять в качестве обязательного ритуального напитка, разбавляя водой в 2 раза, как предписывала греческая традиция. Веками его приобретали только у иноземных купцов. Лишь во второй половине XVII века в Астрахани было получено первое вино из местного винограда. А по-настоящему развиваться русское виноделие начало и вовсе целый век спустя.

Сложно сказать, когда именно в наших краях появился этот напиток, во всем мире ассоциирующийся у иностранцев с Россией. Возможно, это произошло в XV веке, при князе Василии Темном, которому одно из иностранных посольств привезло aqua vita – «живую воду», как было принято называть в те годы обычный спирт. Выяснилось, что диковинку вполне можно пить, если сперва сильно разбавить водой.

А уже во второй половине XV века научились производить и собственную водку – на основе хлеба, которого часто имелось в избытке. Поэтому и называли ее чаще всего хлебным вином. Само же слово «водка» – относительно новое. В XV веке им обозначали лишь тот разбавленный спирт, что использовался в медицинских целях (и при этом не в России). В привычном нам значении слово «водка» начали употреблять лишь в XIX веке.

источник

ЧАСТЬ 9. «ДЕСЕРТ» ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ

Паломники пошли лобзать святыни храма Илии, ну и я с ними. Говорят, 2 августа, в день, когда поминают пророка Илию, на территории городища яблоку негде упасть. Сюда приезжают паломники со всего света. Экскурсовод сказала, что не раз наблюдала людей в шапочках, видимо из Абхазии. Хранят генетическую память предков. В среде паломников бытует мнение, что иконы Южного храма, хоть и не отличающиеся древностью, способны помочь человеку найти свой путь или сделать правильный выбор в сложной жизненной ситуации.

В XIX веке, во время основания Александро-Невского Зеленчукского монастыря, Южный храм был восстановлен и освящён в честь святого благоверного князя Александра Невского. Он являлся зимним монастырским храмом и отапливался подземными печами, горячий воздух из которых поступал по специальному воздуховоду. Церковь была соединена крытой пристройкой с трапезной, размещавшейся на первом этаже братского корпуса, в результате чего она могла вмещать значительное количество монахов и паломников. Рядом с ней была построена небольшая часовня и звонница монастыря. Сохранилась монастырская живопись в алтарной части храма: голубь — символ Святого Духа, херувимы и серафимы, восьмиконечные кресты. После революции монастырь постигла участь почти всех российских монастырей. Он был закрыт, а монахи репрессированы. Часть их ещё долгое время скрывалась в близлежащих горах, в многочисленных каменных кельях.

Ныне Ильинский храм венчает крест, ранее стоявший на Среднем храме. В период разорения монастыря крест был пробит пулями, поэтому его пришлось реставрировать. Расстреливали не только людей…

В настоящее время церковь пророка Божия Илии, в которой совершались богослужения ещё до крещения Руси, является древнейшим действующим христианским храмом на территории России.

Для тех, кому нечем прикрыть голову, на входе куча платков и шарфов, чтобы не нарушать христианские традиции и не оскорблять чувства верующих. Выбирай любой по вкусу. Облачаюсь в тёмный с серым рисунком шарф и вхожу в обитель пророка Илии. Внутри всего одна комнатка размером 10 кв.м. Иконостас во всю стену. Тут же как у лектора трибуна — место для священника. Оно у окна, чтобы освещалось светом.

Раскрытая то ли библия, то ли ещё какая-то церковная книга. Отдельно круглый поднос для свечей (за здравие), квадратный – за упокой. В углу монах продаёт свечи, крестики, литературу религиозного назначения. Покупаю свечи и иду ставить и за мёртвых, чтобы земля была пухом, и за живых, чтобы жили долго и не болели. На столике рядом с квадратным подносом для свечей реликвии – ларцы-раки с мощами святых, каких сейчас уже не помню. Паломники к ним прикладывались и били поклоны, поэтому я быстрее освободила подход.

Икона святителя Николая ничем не отличается от других подобных. По крайней мере, никакого особого благоговения я не испытала. Но раз и Кафедральный (Северный) собор первоначально назывался Никольским, и икона Николая Чудотворца Южного храма пользуется большим успехом у верующих, то стоит рассказать об этом святом.

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии (Ликия) в III веке. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан, где и получил начальное образование. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности. Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана и Максимиана. В 303-м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия, его соправитель Лициний, в основном, относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (Демре, расположен в провинции Анталия в Турции).

Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.

Православная церковь чествует память святителя Николая не только 6 декабря (день смерти — в русской традиции «Никола зимний») и 9 мая (день прибытия мощей в город Бари – «Никола вешний»), но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.
В Московской Руси и Российской империи Николай Чудотворец занимал первое место среди святых (после Богоматери) по количеству посвящённых храмов и написанных икон; его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцев.

Чтобы не создавать толкучку у храмовых святынь, я вышла на улицу. Возле храма старые, скрюченные яблони.

На некоторых ещё висели крупные плоды. Наверное, посадили монахи до революции. Не аланы же?! Яблони, по-моему живут не так долго. Хотя экскурсовод сказала, что здесь до сих пор встречается многоколосковая рожь, которую тут выращивали в древности аланы.

Некоторые деревья сада поражены омелой. Это вечно зелёное растение — паразит, закрученное в шары до 80 см в диаметре. Паразитирует на тополях, ивах, дубах, грушах, яблонях и других лиственных деревьях. Омелу называют ещё дубовыми ягодами или птичьим клеем. Её шаровидные желтовато-белые плоды имеют кормовое значение для птиц, которые принимают участие в её распространении. Поедая ягоды омелы, они пачкают клейкой ягодной массой свой клюв, и затем, перелетая с дерева на дерево и, очищая клюв о ветви, пачкают их этим клейким веществом. Из плодов можно варить клей.

Паломники из храма гурьбой побежали к святому источнику набрать воды.

А одна, особо ярая христианка, даже намочила всю голову и пришла, вытирая мокрые волосы. Я волновалась, чтобы она не заболела, но мне сказали, что с Божьей помощью она и не такое испытание холодной водой выдерживала. Напор воды в источнике сильный и купель большая, так что на Крещение есть где развернуться.

Много ещё интересного осталось неизведанного нами в городище. Ведь тут был не только духовный, но и ремесленно-культурный центр Северного Кавказа. Но в рамках одной экскурсии, видимо, невозможно охватить все аспекты района. Так что есть повод приехать сюда хотя бы ещё раз.

источник

От куда пошла, появилась фраза «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»?

Что же это за концовка такая – что она означает, и почему ее придумали именно такой?

Эта фраза –как дверь из сказочного мира в реальность. В сказках все по-другому, все не так как в суровой действительности. Здесь добро всегда побеждает зло, здесь всегда все заканчивается хорошо и все счастливы, зло всегда наказано и в конце бывает свадьба, после которой супруги живут долго и счастливо и умирают в один день. Сказка без счастливого конца не может считаться сказкой, ведь главной особенностью этого жанра и является счастливый конец. Таким образом, сказка очень сильно отличается от суровой действительности, поэтому вначале нас как-бы вводят в сказочный мир («В некотором царстве, в тридесятом государстве. », «Жили-были…»), а потом отпускают в реальность («Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало»). «Я там был…» выступает в качестве связующего звена между двумя мирами – сказочным и не сказочным.

Однако не понятно, почему конец сказки связан с пьянством. Здесь все очень просто: во время того, как разворачивается действие сказки, мы находимся как будто в мечтательном пьянстве и сладких мечтах, сказка уводит нас в волшебные миры, где все всегда заканчивается хорошо. Когда же в конце сказки нам рассказывают о пире, на котором был автор, нам сообщают о том, что сказка закончилась и нужно скинуть с себя это мечтательное пьянство и вернуться в реальность. А если заглянуть в суть этого выражения еще глубже, то оно сообщит нам о том, что нужно отнестись ко всему сказанному в сказке серьезно и примерить это на реальную жизнь.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Конечно же, представление иностранцев о русском народе как о беспросветных пьяницах, это не более чем миф, но все-же обычно русские праздники не обходятся без алкоголя. Сначала в качестве алкоголя на Руси использовали березовый сок, позже появился питейный мед и пиво. До прихода христианства в нашу страну, алкоголь в России чаще всего присутствовал на пирах и прочих развлечениях. Мед был главным сырьем, которое использовалось для производства алкоголя. Из него делали пиво, брагу, медовуху. Эти напитки относились к слабоалкогольным, именно поэтому пьянящее действие сказки на сознание читающего, можно сравнить с влиянием питейного меда и пива на состояние человека, присутствующего на пиршестве. Существует также фраза, в которой говорится «на душе пьяно и сыто стало», которая означает, что человек чувствует себя хорошо и его ничто не тревожит. Именно в такое состояние мы погружаемся, когда читаем добрую сказку и видим, что все так хорошо заканчивается.

В этом выражении также показано, что сказка – это не более чем вымысел. Это можно проследить в выражении «по усам текло, в рот не попало». Так, нам вроде бы и рассказали интересную и поучительную историю, но в то же время, она не так сильно связана с реальность, а для того, чтобы извлечь уроки из сказки, нужно применить сделанные выводы на нашу повседневную жизнь.

Сказка заканчивается, приходит реальная жизнь и выгоняет нас с праздника, на котором мы только что оказались. Мы не были пьяными на самом деле и не оказывались в сказочной стране, которой вообще нет, пора возвращаться в суровую действительность, но, при этом, усвоить уроки, вынесенные из сказки. Именно об этом говорит нам выражение «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Поэтому относитесь к сказкам серьезно, воспринимайте уроки, которые в ней скрыты и не забывайте вовремя переключаться на реальность.

источник

Toyota Land Cruiser 100 Mahadeva › Бортжурнал › Я здесь был мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало

30 000 км . 2,5 месяца Февраль, Март, Апрель 2017 год . С лодкой на крыше ( как говорили в Якутии) . Один, как все удивлялись .









Toyota Land Cruiser 2007, двигатель дизельный 4.2 л., 204 л. с., полный привод, автоматическая коробка передач — путешествие

Зачем «лодка» нужна была? Барахла много, места мало уже и на одного?

там был теплый спальник, и дополнительные теплые вещи, еще надувной домкрат .

легкое, но объемное значит))
Домкратом таким пользовался хоть раз? Что то я в него не верю))

так две статьи у меня в бж . одна из них на крайнем севере

крутая поездка, просто наикрутейшая. Хорошо когда есть время для совершения таких трипов

а теперь, нужно заполнить до конца! )) там в конце поста, когда заполняешь, есть графка: пробег, цена вопроса.
Пробег указан! А цена? ну хоть +/-?!

ну не надо скромничать! +/- 50 т.р. скока? 300? 400?

я так прикинул, там одной соряры было спалено тонн пять…

а вообще, уважуха! также как и все, в одну каску ни в жизь бы ни рискнул! Авантюра та ещё!)))

Это безумие. Хорошо, что обошлось ??

Красивые приключения. Пара фоток — аж за настальгировал, знакомые места.

А что за двигатели в Батагае? )
И там мужики в Якутске топливо так заливают?

Это старые двигатели от дизельгенераторов

А что за двигатели в Батагае? )
И там мужики в Якутске топливо так заливают?

Это дизель-электростанции, точнее то, что от них осталось.

источник

«и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»
из народного сказочного фольклора

Прибавь четыре, запиши ответ,
запомни сумму – вскоре пригодится…

Не гладь глазами девам ягодицы
тебе уже, чай, не шестнадцать лет…
в том плане, что совсем наоборот –
жизнь цифры переставила местами…

Мёд пили жадным ртом, а не устами…

Иных уж нет. Другие – жить устали.
И пьют не мёд – воды набрали в рот…
И я средь них: уйдя на пенсион,
дела забросил…
Выйдя из потока
стремнины быстрой, постарел до срока:
о девах думать вовсе не резон.

А тут намедни встретил одного:
подтянут, бодр, с девицею подмышкой –
вся из себя… молоденькая слишком…
хохочут… будто рядом никого.

Я кинул взгляд, подумал: «…бес в ребро».
А он в ответ восторженно: «Дружище!
Не узнаёшь? Богатым будет нищий», –
и подмигнул: по-свойски и хитро.

Насилу, лишь по голосу, узнал:
сосед по парте…
Я опешил: «Ты ли?»
«Да я же, я». Обнял – бока заныли:
как будто под завалом побывал.

Лет тридцать пять не виделись, поди…
О том, о сём, восторги, ахи, охи –
участники порушенной эпохи,
свидетели «спрямления» пути.
А сколько вместе выпито вина:
сойдемся было, и прощай получка…

Я на неё глазами: «Это внучка?»
А он в ответ без пафоса: «Жена».

«Жена-а?» – рвануло, будто в артобстрел:
я был сражён, я был убит – не меньше:
я в шестьдесят досрочно перезрел,
а он «дозрел до самых юных женщин».

Наивно ныть, мол, мне – не повезло:
сам выбрал глушь, где тлею вполнакала.

Мёд пили вместе …
По усам текло…
Мне в рот, увы,
ни капли не попало.

источник

Девушка через моего знакомого проявила инициативу, так как один раз мы все вместе пересекались в ОТ. Она мне очень понравилась, маленько пообщались, проводил её до дома, взял номер телефона, тут же звякнул на него, чтоб она мой знала. Но на тот момент у меня настроение было просто ужасное, был погружён в самоедство, поэтому позвонил где-то через неделю. Номер не доступен. Ещё пару раз звонил с интервалом в день — та же история. Итог немного предсказуем. Сам лопух? Очень может быть.

В ОТ (общественном транспорте) девушка одна на мне взгляд несколько раз задержала. Мне она понравилась, с её стороны почувствовал интерес. Вышли на одной остановке, но я не решился подойти и познакомиться. Через пару дней ситуация повторяется: в ОТ, опять на меня смотрела дольше, чем простой мимолётный взгляд. Снова вышли на остановке, я подошёл, поначалу волновался, но разговорился. Получил её телефон, тут же ей перезвонил, чтобы знала мой номер. Сказал, что позвоню на следующий день, на определённое время договорился. Звоню — сбрасывает. Ну — мало ли, вдруг занята. Через полчаса снова звоню — просто не берёт трубку. Всё понятно.

Произошло сегодня. Опять в ОТ. Заходит очень красивая (на мой взгляд) девушка, я на неё выразительно посмотрел. Она заметила, но прошла мимо и села подальше. Пошла расплачиваться, я на неё ещё раз глянул. Она идёт назад, но при этом садится рядом со мной. О, думаю, неужели? )) Ехали долго, она всё время поправляла волосы, а я всё ждал, когда же она выйдет, чтобы познакомиться. Практически до конечной доехали. Выходим, знакомлюсь. Тыры-пыры-растопыры. Вроде разговор идёт. Но она идёт к подружке. Я спрашиваю номер телефона, она мне его диктует, я не успеваю его сохранить (по собственной глупости, конечно), она убегает прямо в лапы подружки и в подъезд. Про себя думаю: «Ну ты сказочный лошара». Телефон помню, но частично: «Тут помню, тут не помню». Или так: «Помню только последние три буквы». )) Перебрал несколько номеров, либо недоступен, либо абонент вне зоны действия сети. А потом подумал: хотела бы, удалось бы обменяться номерами, как я всегда делаю.

Итог: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало». Познакомиться легко, а вот продолжить общение — импосибру! )))

Внезапная мысль: во всём виноват ОТ!

источник

Просьба: ИМЯ автора цитаты в своих ответах НЕ УКАЗЫВАТЬ.

При каких обстаятельствах она произнесена.

От куда цитита: из книги, из стихотворения, из фильма, из пьесы.

Есть ли продолжение цитаты

Слова такие сегодня, что много не порассуждаешь, слова взяты из сказки одного из трех русских писателей, которые даны в вариантах ответов сегодня в нашей любимой викторине.

А Имя писателя этого можно посмотреть на нашем сайте, пройдя по внутренней ссылке вот на этот вопрос:

Слова эти просто являются завершающей присказкой к русской сказке, показывающей, что сказочка закончена, в честь его хорошего окончания был устроен великий пир, на который был приглашен и рассказчик этой сказки, свидетель всех сказочных событий. Как вариант:

Это цитата нам напоминает, что сказка закончилась и нужно возвращаться в реальность. Нужно сказки воспринимать всерьез и извлекать из них уроки (сказкотерапия). Когда мы читаем сказку, мы погружаемся в мечты, в волшебство. Фраза так же нам дает понять, что сказки это вымысел.

Сегодня одинадцатого августа на сайте много.ру на была предложена новая цитата дня «Я там был, мед, пиво пил, да усы лишь обмочил». Такими словами заканчивается добрая половина русских сказок. Смысл довольно прост, рано или поздно все заканчивается, и жить нужно реальностью.

В сказках всегда побеждает добро и заканчивается она как обычно свадебным пиром.

Если другая развязка, все-равно со счастливым концом.

Но в реальной жизни все по другому и проблемы не решить с помощью какого-то чуда.

И праздничный пир в сказочном мире не может нас наполнить радостью и безмятежностью.

Чтобы стать счастливым нужно много трудиться работая своими руками и над своими качествами.

Только Тот, кто нас создал, знает как правильно жить, чтобы уже сейчас получать удовлетворение от жизни.

Создатель поделился этими советами в Библии и исследуя ее и применяя в своей жизни будем ощущать радость и счастье.

источник

ЧАСТЬ 1. КОЕ-ЧТО О ДРЕВНЕЙ ЗАПАДНОЙ АЛАНИИ

Когда-то давным-давно, когда государства на Руси ещё не было, на Кавказе существовала сильная, богатая страна Алания, которая простирала свои владения почти от Чёрного до Каспийского морей, занимая северные склоны Кавказа. Делилась она на две части: Восточную Аланию и Западную. Так получилось, что древнюю Восточную Аланию я посещала много раз. Остатки её материальной культуры находятся в Куртатинском, Цейском, Дигорском ущельях, о которых я рассказывала. Сегодня это земли Северной Осетии-Алания. А вот посетить территорию бывшей Западной Алании как-то не доводилось, хотя в последнее время слухи о «чудесах» этого края до моего уха долетали.

И правда, всё начинается с информации. Сначала я услышала о лике Спаса Нерукотворного. Всё собиралась своими глазами убедиться в его нерукотворности, но путь не близкий… И вот, как говорится, на ловца и зверь бежит. Группа паломников собралась к христианским святыням Западной Алании: приложиться, помолиться, окропиться святой водой, и я с ними попутно. Каково же было моё удивление, когда я узнала, что паломники из одной медицинской организации! Мне всегда казалось, что врачи – самые что ни на есть безбожники и махровые циники, а эти сметали по пути иконки, крестики, свечи, били поклоны, целовали мощи, молились, видать много наделали грехов в своей жизни. Но моё повествование не об этом, а об увлекательном путешествии в прошлое. И как в своё время сказал Юрий Гагарин, улетая в Космос, поехали.

Был субботний осенний день. Нормальные люди сладко отсыпались после трудовой недели, а я, поёживаясь от накрапывающего противного дождика, в кромешной темноте в пять то ли утра, то ли ночи спешила к автобусу с паломниками. На ум пришло школьное стихотворение об осени, написанное Пушкиным:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.

Действительно, скоро ноябрь, но ещё тепло, юг европейской части России всё-таки. Паломники смотрели на меня, вытаращив глаза – я была тут самая молодая. Наверное, подумали, что я великая грешница, успевшая нагрешить столько, сколько они за свою долгую жизнь. Ну, и ладно, меня этим не проймёшь. И наша группа, в основном старушек, тронулась в путь.

Через два часа утро наступило хмурое, заплаканное дождём. Нам сделали остановку, чтобы размяться от долгого сидения, так некоторые не захотели покидать уютный салон транспорта в промозглую бытность дня. Но только не я. Среди елей мой цепкий глаз заметил паутину, которая заплела колючие ветви «прозрачным кружевом». На него приземлились капельки дождя, превратив паутинки в блестящие нити бриллиантовых бус. Не паутинка – а богатое украшение, достойное царственных особ.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька.
Паутинок лёгких пряжа
Обвилась вокруг сучка.
Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.
Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти — мы. (Д.Кедрин)

Пока фотографировала этот сверкающий объект, ко мне присоединились другие. Всё-таки великое дело – любопытство. Стоило одному достать фотоаппарат, как другие сделали то же самое, а некоторые стали горестно причитать, что забыли взять фототехнику. Паутинки удостоились фотосессии и в фас, и в профиль, и крупно, и мелко, и даже с людьми. Но долго торчать в этом месте нам не дали: путь далёк, надо спешить.

Следующую остановку сделали у природной скульптуры орла. То ли речка Адрикот постаралась, то ли ветер с солнцем, но получился вот такой взлетающий орёл. Он размахивает крылами, клекочет и вот-вот унесётся в поднебесную высь.

Погода явно улучшилась, все заметно повеселели. Всё-таки совершать свой «хадж» лучше под солнышком. Всё это случилось после развилки дорог: одна поворачивала резко на юг в Теберду и Домбай, а другая — на запад в Архыз, нырнув в тоннель. У меня сложилось такое впечатление, что и туман, и облачность остались по ту сторону небольшого хребта, в котором пробит только что минуемый нами тоннель.

Шоссе проложено по участку, где проходил когда-то знаменитый «Шёлковый путь» из Кисловодска в Сухуми. Невысокие холмы-сопки, обрамляющие дорогу, многое повидали на своём веку: и караваны верблюдов, и татаро-монгольскую конницу, и войско хромого Тамерлана, а теперь дышат выхлопами современного транспорта, вместо пыли из-под летящих копыт. Сегодня это территория Карачаево-Черкессии. Республикой она стала относительно недавно, а до этого была областью, входившей в состав Ставропольского края.

Откуда же взялись карачаевцы на землях Западной Алании? По одной версии современные тюркоязычные карачаевцы – прямые потомки аланов, принявшие ислам в XIV веке. По другой, карачаевцы – один из народов, пришедших на Кавказ с Тамерланом (1395 год). Существует и третья версия, по которой карачаевцы – часть крымских татар, попавшая на Кавказ в поисках лучшей доли.

Как бы там ни было, но верховья реки Большой Зеленчук, который проточил Архызское ущелье – цель нашего путешествия, карачаевцы именуют «Эски-Джурт» — «Старая родина».

По преданиям, родоначальником карачаевцев был Карча (его имя и легло в основу названия народа – карачаевцы). Поселился он здесь в обществе товарищей: Науруза, Будяна и Адурхая. Через некоторое время рядом поселился выходец из племени кызылбеков Хубий со своим народом. Первое время два племени жили мирно, но однажды к карачаевцам подъехали верховые из племени кызылбеков и стали требовать от Карчи покорности своему князю и «шишлик» (подарок, мясо и прочее). Не отсюда ли пошло название национального кавказского блюда из мяса – шашлык? Это требование рассердило Карчу, и он велел выдать им паршивую собаку:
— Вот вам и вашему князю шишлик!

Кызылбекский князь рассердился и послал войска, и Карча вынужден был платить ему каждое лето шишлик – сто коров с жёлтыми ушами. Проводив их, Карча решил оставить Архыз, чем быть данником кому-то. Он двинулся в путь со своим племенем. На пути попадалось много скалистых гор. Под одной из них путники заметили большую змею, которая лежала поперёк их пути. Путники испугались и, повернув в сторону, остановились на ночлег в горах. Они слышали рассказы, что ногайцы убили одну такую змею. Науруз как опытный охотник предложил убить её в полдень, когда она будет спать на солнце. В полдень 60 верховых с Наурузом во главе подъехали к змее и увидели, что она спит: хвост лежал в реке, а голова и туловище – в долине. Первым стрелял Науруз, затем все 60 его спутников, а потом всадники ускакали прочь. Только на следующий день змея погибла. Она билась в предсмертных муках и была так страшна, что несколько женщин умерли от страха, а Адурхай, один из четырёх представителей племени, упал в обморок. Потомство Адурхаево не извинило его слабости, непростительной для горца, и навсегда заклеймило позором труса. Некоторые из его потомков хотят похвастать своим древним родом, но им говорят: «Стыдитесь гордиться именем труса».

Эта легенда послужила для предположения: название реки Зеленчук могло произойти от той легендарной змеи-чудовища, так как змея на тюркских языках означает «жилян», «зилан», «илан». Отсюда могло произойти название Зиланчык – Зеленчук, то есть Змейка. Такая же река упоминается в древних манускриптах под названием Иланчук при походе Тимура Тамерлана.

Кстати, легенда – это иносказание, аллегория. Может, здесь зашифрованы реальные события, переданные сказочным способом. Например, горные реки извилисты, выбирают путь в твёрдой породе, вот вам и змея.

Обращает на себя внимание описание сна змеи: хвост лежал в реке, а голова и туловище – в долине. Зеленчук змеёй протекает по широкой долине, его не перейти там, где «туловище и голова», а вот «хвост» – тоненький. Когда воды в нём мало, то змей-Зеленчук тихий, вроде спит. Но в сезон дождей река вспухает – бесится, делается очень грозной и опасной. Кто его знает, может, в такой период и подъехал к реке-змее Науруз и со товарищи? Стреляли, стреляли, а Зеленчуку хоть бы что: ни холодно, и не жарко.

«Старую родину» карачаевцев обследовали геофизические экспедиции МГУ, которые пришли к выводу, что это место часто страдало от лавин и селей. Следы наносов легко разглядеть и сегодня. Вероятно, это и явилось причиной того, что район был оставлен карачаевцами, а не из-за мифического кызылбекского князя и требуемого «шишлика» в сто коров с жёлтыми ушами. Что это за уши такие у коров, я не представляю. Кстати, название местности «Архыз» означает по-карачаевски — след селевого потока (ырхы – селевой поток, ыз – след). «Ырхы-ыз», передаваясь из уст в уста, потерял одну букву, став звучать «Ырхыз», или в русской транскрипции «Архыз».

Имеет право на жизнь и такая версия происхождения слова «Архыз». После нашествия Тамерлана и разрушения городов аланов, населения почти не осталось в Архызе. Через какое-то время люди вернулись на свои земли, но почему-то долго не рождались мальчики. Надо ли говорить, какое это бедствие для общины? Нет мальчиков, значит, нет надежды на будущих воинов, на пахарей, на продолжение рода. И вот, когда начали рождаться мальчики, старики сказали: «Ахыры ызландык»- Ахыры-ыз-Архы-ыз. То есть наконец-то появились мальчики, наконец-то есть последующие (мужчины). «Ахыр-ыз» (арх+ыз) — последующий, потомство. Очень правдоподобная версия.

Но существует и современная романтично-топонимическая гипотеза происхождения слова «Архыз». Жила в этих местах девушка по имени Ай-Бетли (луноликая – по-карачаевски). Надо ли говорить, что по стандартам красоты у тюрских народов любая луноликая – красавица. Легенда гласит, что девушка попала в плен во времена нашествия Тамерлана, а впоследствии стала его любимой женой. Здесь находятся могилы трёх её сыновей, трагически погибших в войнах, и сама Луноликая тоже похоронена здесь. А её родина стала называться «Архыз» от слиянья двух слов «ариу – кыз» (красавица-дева). Как говорится, выбирайте себе по вкусу легенду, а уж верить или не верить – это личное дело каждого.

Из народных легенд можно почерпнуть много интересного об обычаях, укладе жизни, отношении к женщине и даже исторических событиях. Например, к пониманию горя Луноликой, потерявшей трёх сыновей, подойдёт легенда под условным названием «Плач кавказской Ярославны».

«О, Бхезинико! Я храню клад. Этот клад для тебя. Ты найдешь его. Он будет тебе принадлежать. Самый драгоценный из всех драгоценных кладов.
О, Бхезинико, жених мой! Клад этот — моё тело, белое, словно сахар, мои губы, ещё не раскрытые никем, моя грудь, не знавшая цветения.
О, ловкий, сильный, Бхезинико, я в радости назову тебя: муж мой!
Проходит весна. Ты строго говоришь мне:
— У меня должен быть сын!
— Будет сын. — отвечаю я, хотя в душе у меня тревога. Я боюсь подумать о дочери.
И вот сакля оглашается криком новорожденного.
— Сын, — говорят мне. – Он будет сильным. Слышишь его властный и настойчивый крик?
— Ты счастливица! — говорят женщины.— У тебя первенец — сын.

Проходят годы. Из ребёнка мой сын превращается в юношу. Бхезинико уже нет в живых. Я говорю сыну:
— Храни его имя, честь и славу. Тебя некому наставить и обучить военному искусству. Но, как птица, оставляя гнездо, не учась, поднимается в воздух, так и ты, отправляясь в поход, будешь знать, как вести себя.

И вот по селению проносится слух: в ущелья и горы вступают враги.
Если обычай таков: не плакать, не провожать за ворота селения уходящих в поход,— не выйду, не заплачу и я. Взяв за длинный повод коня, я подвожу его сыну. Он берёт повод и легко вскакивает в седло. Ударом ладони сын распахивает тяжёлые ворота. Я кричу:
— Прощай.

Теперь я не сплю ночами. Открываю дверь и гляжу во мрак ночи. О, сын мой! Где ты сейчас? Куда лежит твой путь? Может быть, ты окружён врагами? Может быть, ты продрог от ночного холода? Я засыпаю, мне чудится: стучат в дверь и несут весть о тебе. Пробуждаюсь, а тебя нет, о, сын мой! Слышу цокот копыт, мне кажется — скачет твой конь. Время идёт, а тебя всё нет и нет. Я сижу в забытьи, забыв о работе и пище.

Смерть у порога моего, Смерть. Всё стало тёмным для меня. И небо, и горы, и моё жилище. Смерть, ты прошла через высокие перевалы, реки и ущелья. Ты пришла ко мне, в дом мой! Что ж — я гостеприимна. Я приму и тебя. Вот дверь. Она открыта. Входи. Ты видишь мой поклон? Так кланяется побеждённый победителю. Мой сын не совладел с тобою. Мой сильный и храбрый сын! Прими же мой поклон.

Пуст и одинок мой дом. Я слышу плач. Это женщины оплакивают тебя, о, сын мой! И мои седые волосы распущены. Плачь, женщина, ты потеряла любовь! Плачь, мать, ты потеряла сына! Прошли дни, когда я была счастлива у очага. Наступили дни, когда я сижу одна. Нет Бхезинико. Нет и моего первенца. Слёзы тушат мой очаг.

Но нет, я не буду плакать. Я взойду на вершину горы и, стоя, огляжу все пространства, какие охватит взор мой.
— Это моя земля, моё счастье.

Всё доступное женщине я испытала. И за это я благодарю жизнь, мою родину.
У меня было красивое тело, и я любила его. У меня был любимый жених — он стал моим мужем. Я хотела иметь сына, и сын родился у меня.
Эти золотые стога кукурузных стеблей, склонённые к земле, стволы яблонь и снега на вершинах гор — это моя земля. Утренний свет заливает влажные глаза мои — я пою песню. Песню любви. Я хочу, чтобы все напевы радости и печали сочетались в моей песне — в песне о моей земле. »

О том, что кавказская женщина не имела голоса в обществе, была бесправная, как отголосок того времени, анекдот. В ресторане горец увидел красивую блондинку в обществе молодого человека. Подходит он к столику и говорит:
— Джигит, позволь пригласить твою королеву на танец.
Молодому человеку не хочется отпускать спутницу с горцем. Он мнётся, не зная, как отказать. Тогда «королева» с белокурыми волосами обращается к спутнику:
— Ваня, ну, разреши один танец. Что тебе стоит?
— Молчи, женщина, когда два джигита разговаривают! – оборвал её горец». Так что «красавица», «луноликая», «звезда моих очей» — это обороты для ухаживания, лапша на уши по-современному.

источник