Здоровый портал: борьба с вредными привычками. Надо ли сдавать алкогольную декларацию по пиву если нет лицензии

Надо ли сдавать алкогольную декларацию по пиву если нет лицензии

Алкогольная декларация сдается всеми юрлицами, у которых есть лицензия на производство, перевозку или продажу алкогольной продукции. Ее также сдают ИП, которые реализуют пиво / пивные напитки. Здесь мы рассказывали о получении лицензии на торговлю алкоголем. В данном случае декларация сдается не в налоговую, а в ФСРАР (Росалкогольрегулирование) и содержит в себе данные о производстве и обороте продукции, относящейся к алкогольной, а не данные о доходах. Разберемся с этим документом подробнее.

Декларацию сдают все, кто имеет отношение к производству и продаже алкоголя и пива. Она позволяет госорганам получать информацию о количестве производимой алкогольной продукции и объемах реализации таких товаров, а также регулировать их оборот.

Алкогольная декларация сдается в соответствующие органы исполнительной власти, которые занимаются данным вопросом в конкретном регионе страны, и в ФСРАР. Основанием для ее обязательной сдачи является наличие действующей лицензии. Если у вас имеется действующая лицензия, то вы должны сдавать сведения по установленной форме декларации. Вы должны сдавать их даже тогда, когда лицензия есть, а деятельности, связанной с оборотом алкоголя фактически нет – декларация здесь будет нулевой, но сдать ее надо. Обязанность подавать эти сведения прекращается вместе с завершением срока действия выданной вам лицензии.

Чтобы узнать, в каком виде необходимо подать информацию, прочитайте Постановление Правительства РФ № 815 от 09.08.2012 г. (в редакции от 29.12.2018 г.) – этот документ устанавливает формы предоставления сведений об обороте продукции, которую классифицируют как алкогольную. А вот порядок их заполнения можно найти в Приказе ФСРАР № 231 от 23.08.2012 г. (в редакции от 23.06.2015 г.)

Важно! С 01 января 2019 году вступили в законную силу новые правила учета и сдачи деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закрепленные постановлением №1719 от 29.12.2018 г.

Поэтому отчитываться будем по новым формам, с учетом внесенных изменений. Почему речь идет о формах декларации, а не об одной форме? Обратите внимание: декларация не для всех одинакова. Среди тех, кто должен ее сдавать есть и производители, и перевозчики, и ИП, и продавцы. Последние еще и делятся на опт и розницу. Для каждой из этих групп лиц, связанных с оборотом алкоголя есть свой бланк декларации, всего их 12 штук, некоторым надо заполнить сразу несколько бланков (например, для юрлиц, производящих алкоголь и спиртосодержащую продукцию, надо сдать формы № 1-4, 7, 10). Скачать эти бланки можно ЗДЕСЬ.

Важно! С 01 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон №171-ФЗ, регламентирующий отмену 11 формы декларации, начиная с периода первого квартала для компаний, не оказывающих услуг общепита, которые, реализуя крепкий алкоголь, сканируют каждую бутылку и передают сведения в ЕГАИС.

Форма №11 остается обязательной для компаний:

  • Общепита;
  • Тех, кто освобожден от фиксации продаж в систему ЕГАИС, в связи с отсутствием выхода в интернет;
  • Реализующих алкоголь в самолетах;
  • Производящих пивосодержащую продукцию не более 300 тыс. декалитров в год, а также реализующих ее в розницу;
  • Закупающих продукцию в качестве сырья, с последующей переработкой;
  • Перевозящих нефасованную спиртосодержащую продукцию и этиловый спирт;
  • Временно хранящих ввезенную продукцию в РФ.

Форма 12 осталась обязательной к заполнению компаниями и ИП, реализующими в общепите пивосодержащую продукцию, сидр, медовуху, пуаре.

Алкогольная декларация сдается только в электронном формате. Сведения на бланках № 1-10 сдаются в ФСРАР, а № 11-12 – в госорганы исполнительной власти по месту регистрации. Те, кто занимается розницей, также должны направить в электронном виде копию документа в ФСРАР – на это дается сутки после сдачи декларации в соответствующий госорган по месту регистрации.

Срок сдачи документа – до 20 числа месяца, следующего за завершившимся кварталом. Соответственно, в течение года декларация сдается до 20 января / апреля / июля / октября.

Так как декларация сдается электронно, вам придется оформить ЭЦП, скачать и провести установку специального программного обеспечения и пройти процесс регистрации в личном кабинете на сайте регионального органа, выдающего соответствующие лицензии (обо всем этом можно прочитать на сайте ФСРАР). Вы оформляете файл самой декларации, подписываете ее с помощью ЭЦП, зашифровываете и отправляете ее через личный кабинет. В нем же вы должны получить квитанцию с двухмерным штрих-кодом, которая будет подтверждать факт сдачи документа.

Если вы нашли ошибку в уже отправленном документе, то ее можно исправить, подкорректировав отправленный файл, но все исправления нужно письменно обосновать и подтвердить документами.

Штраф за непредставление документа или нарушение сроков его сдачи составляет:

  • Для предпринимателей – 5-10 тыс. рублей;
  • Для юрлиц – 50-100 тыс. рублей.

Повторное нарушение сроков или выявление факта сдачи недостоверных сведений грозит приостановлением лицензии, а в худшем случае – ее аннулированием. Получить лицензию повторно в этом случае нельзя.

источник

Пиво, а также сидр, пуаре, медовуха и другие напитки на основе пива – это алкогольная продукция. При продаже пива надо учитывать нормы, регулирующие торговлю алкоголем, но с некоторыми особенностями. Интересует это направление бизнеса? Тогда читайте нашу статью, в ней мы расскажем о самых важных вопросах при торговле пивом и пивными напитками:

  • может ли ИП продавать пиво;
  • нужна ли лицензия на продажу пива;
  • какие ограничения существуют при продаже пива;
  • надо ли продавцам пива подключаться к ЕГАИС;
  • когда при продаже пива не нужен кассовый аппарат;
  • какие коды ОКВЭД подобрать для реализации пива;
  • какую отчётность об объёмах продаж надо сдавать.

Сразу ответим, что индивидуальные предприниматели вправе продавать пиво. Почему вообще возникает такой вопрос? Разве есть запреты на торговлю алкоголем, связанные с организационно-правовой формой продавца (ИП или ООО)? Такой запрет действительно есть, установлен он статьей 16 закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ.

Согласно ей продавать крепкий алкоголь разрешено только организациям. Почему так, не объясняется, но факт остается фактом – торговать крепкими спиртными напитками и винами вправе только юридические лица. Исключение сделано только для ИП — сельхозпроизводителей, которые реализуют вина и шампанское собственного производства.

Относительно продажи пива та же статья гласит, что «Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями». Обратите внимание – именно розничная продажа! Дело в том, что есть ещё норма статьи 11 закона № 171-ФЗ, и она разрешает оптовый оборот алкоголя и пива тоже лишь юридическим лицам.

Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе продавать пиво и напитки на его основе только в розницу. А чтобы производить и продавать пиво без ограничений, надо регистрировать компанию.

А здесь все просто — лицензия на продажу пива не требуется. Снова читаем закон № 171-ФЗ, статью 18 о выдаче алкогольной лицензии: «… за исключением производства и оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи». Так что, продажа пива без лицензии в 2019 году ничем не грозит, никаких санкций за это не предусмотрено. Правда, определённые ограничения и требования к организации продажи пива все равно существуют, и дальше мы о них расскажем.

Это, пожалуй, самая важная информация, с которой стоит ознакомиться перед организацией торговли пивом. Учитывая, что пиво – это алкогольный напиток, понятно, что оно не должно быть доступным в любом месте и время.

Пивной алкоголизм развивается быстро и незаметно, что особенно опасно для детей и женщин. И если для торговцев пивом большие объёмы продаж – это прибыль, то покупатели пенного напитка за неумеренное его потребление расплачиваются своим здоровьем. Надо с пониманием относится к запретам, установленным в статье 16 закона № 171-ФЗ, в конечном счёте они действуют для блага всего общества.

1.Запрещено продавать пиво в следующих объектах и прилегающим к ним территориям:

  • детские, образовательные и медицинские учреждения;
  • спортивные и культурные объекты;
  • общественный транспорт всех видов и его остановки;
  • АЗС;
  • рынки, вокзалы, аэропорты и другие места массового скопления граждан (за исключением предприятий общепита);
  • военные объекты.

2.Пиво может продаваться только в стационарных торговых объектах, поэтому здание должно иметь фундамент и быть внесено в реестр недвижимости. То есть, такие временные сооружения, как ларьки и киоски, не подходят для продажи пива, исключение – предприятия общепита. Что касается площади торгового объекта, то если кроме пива продаётся крепкий алкоголь, то действует ограничение:

  • не менее 50 кв. м. в городах
  • не менее 25 кв. м. в сельской местности.

При торговле только пивом ограничений по площади не установлено.

3.Время продажи пива ограничено периодом с 8 до 23 часов, кроме точек общественного питания.

4.Категорически запрещена продажа пива несовершеннолетним. За продажу алкогольной продукции в этом случае наказываются (статья 14.16 КоАП РФ):

  • продавец – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • должностное лицо (ИП или руководитель организации) – от 100 до 200 тысяч рублей;
  • юридическое лицо – от 300 до 500 тысяч рублей;

При любых сомнениях в возрасте покупателя продавец должен запросить документ, удостоверяющий личность. Кроме того, за продажу пива несовершеннолетним возможна и уголовная ответственность. Учтите, что полицейские часто устраивают контрольные рейды с привлечением молодых людей для того, чтобы спровоцировать такую незаконную продажу. Лучше перестраховаться и запросить паспорт, даже если покупатель выглядит достаточно взрослым.

5.С 1 января 2017 года запрещено производство и оптовая торговля, а с 1 июля 2017 года – и розничная продажа пива, разлитого в пластиковую тару объемом свыше 1,5 литра. Штрафы за нарушение: от 100 до 200 тысяч рублей для ИП и от 300 до 500 тысяч рублей для юридических лиц.

6. Дополнительные ограничения при продаже пива могут устанавливать местные власти. Так, во многих муниципальных образованиях запрещена продажа пива в торговых точках, расположенных в многоквартирных жилых домах. Рекомендуем перед тем, как начать торговлю пивом, узнать все правила в местной администрации или ИФНС.

ЕГАИС – это государственная система по контролю за производством и оборотом алкоголя. Нужна ли ЕГАИС для продажи пива? Да, конечно, но в ограниченном формате. Организации и ИП, закупающие пиво для дальнейшей розничной продажи, года обязаны подключаться к системе только для подтверждения закупок оптовых партий у легальных производителей и поставщиков.

Чтобы подключиться к ЕГАИС, надо получить специальную электронную подпись и зарегистрироваться на официальном сайте Росалкогольрегулирования. О том, как это сделать, мы в подробностях рассказали здесь. После регистрации в системе покупатель получает свой идентификационный номер (ID), а поставщик оформляет на него расходные накладные, отражая их в ЕГАИС. После того, как партия товара принята покупателем, поставщик списывает поставленную продукцию со своих остатков в ЕГАИС, и она фиксируется за покупателем.

Подтверждения факта продажи каждой бутылки пива, как это происходит с крепким алкоголем и вином, не требуется, поэтому торговля пивом через ЕГАИС оформляется проще, чем других спиртных напитков. Здесь главное – подтвердить, что оптовая партия пива закуплена легально.

Обратите внимание, что торговля пивом без кассового аппарата наказывается отдельным штрафом по статье 14.5 КоАП РФ:

  • на ИП и руководителей организаций – от ¼ до ½ суммы расчета, но не менее 10 000 рублей;
  • на организации – от ¾ до полного размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей.

Подробнее: Онлайн-касса — кто должен перейти на новую ККТ

Обратите внимание, что при регистрации ИП и ООО применяют только классификатор ОКВЭД-2. Чтобы указать виды деятельности, связанные с торговлей пивом, применяйте новые коды ОКВЭД 2019 года.

Для оптовой торговли пивом:

  • 46.34.2: Торговля оптовая алкогольными напитками, включая пиво и пищевой этиловый спирт;
  • 46.34.23: Торговля оптовая пивом;
  • 46.17.23: Деятельность агентов по оптовой торговле пивом.

Для розничной торговли пивом:

  • 47.25.1: Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах;
  • 47.25.12: Торговля розничная пивом в специализированных магазинах.
  • 47.11.2: Торговля розничная незамороженными продуктами, включая напитки и табачные изделия, в неспециализированных магазинах;

Для торговли пивом в общепите:

  • 56.30: деятельность баров, таверн, коктейльных залов, дискотек и танцевальных площадок (с преобладающим обслуживанием напитками), пивных баров, буфетов, фито-баров, автоматов по продаже напитков.

Важно: если вы зарегистрировали ИП или ООО до 11 июля 2016 года, то никаких изменений в коды вносить не надо, ФНС самостоятельно соотнесёт ваши прежние и новые коды ОКВЭД, внесённые в реестры.

Но если вы решили заняться продажей пива после середины 2016 года, и соответствующие коды не были внесены сразу при регистрации, то сообщить о новом виде деятельности надо по формам Р24001 (для ИП) и Р13001 или Р14001 (для ООО). В этом случае коды указываете по ОКВЭД-2, так, как указано выше.

С 1 января 2016 года продавцы алкогольной продукции, в том числе и пива, обязаны вести журнал учёта объёма розничных продаж. Форма журнала и порядок его заполнения утверждены Приказом Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 № 164.

Журнал должен заполняться ежедневно, не позднее следующего дня после продажи каждой тары или упаковки алкоголя, в том числе пива. По итогу каждого дня заполняют данные о продажах: наименование, код вида продукции, объём и количество. Вот так выглядит образец журнала, размещённый на сайте государственной организации ФГУП «ЦентрИнформ», выдающей электронную подпись для подключения к ЕГАИС.

За отсутствие журнала или неверное его ведение налагается штраф — от 10 до 15 тысяч рублей на ИП и от 150 до 200 тысяч рублей на организации.

Кроме того, по итогам каждого квартала, не позднее 20-го числа следующего месяца (20 апреля, июля, октября, января соответственно) надо сдать в Росалкогольрегулирование декларацию по обороту пива по форме № 12. Бланк декларации и правила её заполнения утверждены постановлением Правительства от 9 августа 2012 г. № 815.

  1. Продавать пиво могут не только организации, но и индивидуальные предприниматели, правда, для них разрешена только розничная торговля для конечного потребления.
  2. Лицензия на продажу пива не требуется.
  3. Учитывайте установленные законом запреты на место, время и круг покупателей при продаже пива.
  4. Легально закупить партию пива для дальнейшей продажи без подключения к ЕГАИС невозможно, поэтому надо пройти регистрацию на сайте Росалкогольрегулирования. После этого в системе надо будет каждый раз подтверждать факт закупки партии и отражать остатки продукции.
  5. С 31 марта 2017 года продажа пива, в том числе, в общепите возможна только с применением кассового аппарата, независимо от налогового режима.
  6. С 11 июля 2016 года в регистрационных целях применяется только ОКВЭД-2. Указывайте коды ОКВЭД для продажи пива из нашей подборки, они соответствуют действующему классификатору.
  7. Ведите журнал учёта для алкогольной розницы и своевременно сдавайте декларации о продаже пива.

источник

Вопрос: Нужно ли сдавать нулевую декларацию, если в отчетном периоде хозяйственная деятельность не велась?

Ответ: В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее – Постановление № 815) декларации представляют организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие соответствующую деятельность по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

Таким образом, в соответствии с Законом № 171-ФЗ и Постановлением № 815 обязанность представления деклараций поставлена в зависимость от осуществления деятельности, а, следовательно, в случае отсутствия у организации соответствующей деятельности в отчетном квартале представление деклараций не требуется, при условии отсутствия остатков алкогольной продукции на конец отчетного периода.

Указанное разъяснение относится к декларациям по формам, предусмотренным приложениями № 1 – 6, 10 и 11, представление которых осуществляется в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

За разъяснениями порядка представления:

— деклараций по форме №№ 7 — 9 необходимо обращаться в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации.

Вопрос: Сохраняется ли обязанность у импортера осуществлять декларирование объема временного хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле? Или данная обязанность относится только к организациям, непосредственно осуществляющим деятельность по временному хранению (СВХ)?

Ответ: С 01.01.2018 года отменена обязанность осуществлять декларирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для организаций, которые осуществляют фиксацию информации о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.

При этом обязанность по декларированию сохраняется, в частности, в отношении временного хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

Обязанность декларирования объема временного хранения ввозимой продукции организациями, осуществляющими импорт такой продукции, Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 278-ФЗ, не предусмотрена.

Таким образом, обязанность осуществлять декларирование временного хранения ввозимой продукции относится только к организациям, непосредственно осуществляющим деятельность по временному хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (СВХ).

Вопрос: На складе организации находится пиво, которое реализации не подлежит (накопленные убытки организации). Существует ли необходимость продолжать представлять декларации в Росалкогольрегулирование? Возможно ли списание указанного пива без учета в системе ЕГАИС? Возможно ли снятие организации с учета в Росалкогольрегулировании и каким образом?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее – Постановление № 815) декларации представляют организации (индивидуальные предприниматели), осуществляющие соответствующую деятельность по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.

Таким образом, в соответствии с Законом № 171-ФЗ и Постановлением № 815 обязанность представления деклараций поставлена в зависимость от осуществления деятельности, а, следовательно, в случае отсутствия у организации соответствующей деятельности в отчетном квартале представление деклараций не требуется, при условии отсутствия остатков алкогольной продукции на конец отчетного периода.

Абзацем семнадцатым пункта 2 статьи 8 Закона № 171-ФЗ установлено, что программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.

Подпунктом 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ, определено, что оборот это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона №171-ФЗ учет объема оборота алкогольной продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона №171-ФЗ.

Правила, определяющие порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459 (далее – Правила).

Перечень информации, передаваемой в ЕГАИС организациями, использующими оборудование для учета объема оборота пива, пивных напитков, сидра, пуарэ и медовухи, утвержден пунктом 15 Правил, а порядок ее фиксации пунктом 21 Правил.

Техническая документация по работе с ЕГАИС УТМ расположена в Личном кабинете на портале http://egais.ru (далее — Техническая документация).

Остатки алкогольной продукции, находящиеся на складе на 1 января 2016 года, должны быть зафиксированы в системе ЕГАИС путем постановки на баланс продукции. Списание алкогольной продукции осуществляется путем фиксации акта списания.

Методология ведения остатков алкогольной продукции в ЕГАИС расположена по адресу http://egais.ru/news/view? >

Дополнительно сообщаем, что статьей 26 Закона № 171-ФЗ установлено, что оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС запрещен.

В соответствии со статьей 25 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция без фиксации и передачи информации об объеме оборота в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ, подлежит изъятию из незаконного оборота.

Вопрос: Какие коды вида продукции можно использовать при заполнении декларации по форме согласно приложению № 15 «Декларация об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и полного цикла производства дистиллятов»?

Ответ: В соответствии с пунктом 14(3) Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815, организации, осуществляющие производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и полный цикл производства дистиллятов, должны представлять декларации об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и полного цикла производства дистиллятов, по форме согласно приложению № 15 (далее – декларация).

Декларация представляется в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в порядке заполнения и формате представления в форме электронного документа установленного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

При заполнении декларации необходимо использовать классификатор видов продукции, утвержденный приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 (далее – классификатор).

Согласно классификатору при производстве винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и дистиллятов полного цикла производства необходимо использовать следующие коды видов продукции:

Наименование вида продукции

Коньяк с защищенным географическим указанием

Коньяк с защищенным наименованием места происхождения

Вино с защищенным географическим указанием

Вино с защищенным наименованием места происхождения

Ликерное вино с защищенным географическим указанием

Ликерное вино с защищенным наименованием места происхождения

Вино (столовое) с защищенным географическим указанием

Вино (столовое) с защищенным наименованием места происхождения

Вино специальное с защищенным географическим указанием

Вино специальное с защищенным наименованием места происхождения

Вина игристые с защищенным географическим указанием

Вина игристые с защищенным наименованием места происхождения

Вина шампанские с защищенным географическим указанием

Вина шампанские с защищенным наименованием места происхождения

Справочно: Согласно пункту 2.2 статьи 27 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ до 1 января 2018 года допускается производство ликерного вина с защищенным географическим указанием, ликерного вина с защищенным наименованием места происхождения, которые произведены с добавлением ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья (специальное вино), с содержанием этилового спирта от 12,5 процента до 22 процентов объема готовой алкогольной продукции.

В связи с чем, в декларации необходимо отражать производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения по коду вида продукции 430 и 431. Вместе с тем, при фиксации информации о штрихкодировании ФСМ в ЕГАИС необходимо отражать по коду вида продукции 430/1 и 431/1 соответственно. Дальнейшая отгрузка продукции в ЕГАИС с использованием УТМ будет отражаться по коду вида продукции 430 и 431

Вопрос: При сдаче декларации, получены сведения о нарушении формата представления декларации (декларация не прошла контроль), либо о нарушении процедуры криптографической подготовки декларации, в чем заключается данная ошибка?

Ответ: Формат представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198 (далее – Порядок).

В соответствии с Порядком, в случае нарушения формата представления, декларанту представляется протокол обработки файла с указанием нарушений формата. Для успешной подачи файла необходимо устранить все, указанные в протоколе нарушения формата.

При подготовке декларации необходимо использовать инструкции по работе с крипто-программами, опубликованные на сайте fsrar.ru (https://service.fsrar.ru/), а также проверить срок действия сертификатов Росалкогольрегулирования.

Вопрос: Как в журнале розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и декларации отражать объемы розничной продажи пива из вскрытой транспортной тары (реализованные не в полном объеме)?

Ответ: Согласно абзацу 3 пункта 12 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380 «Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции» (далее – Правила учета) значения показателей, используемых для учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не должны отклоняться от значений показателей, указанных в первичных учетных документах организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции (индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи).

Согласно пункту 13 Правил учета информация, зафиксированная в журналах, указанных в пункте 11 этих Правил, используется организациями, осуществляющими производство и оборот продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Форма журнала и порядок его заполнения утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 № 164 (далее – Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка, журнал заполняется не позднее следующего дня после факта розничной продажи каждой единицы потребительской тары (упаковки) алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо по факту вскрытия транспортной тары (в том числе многооборотной тары), используемой для поставки и последующего розлива продукции потребителю.

Под термином «транспортная тара» понимается непосредственно емкость с алкогольной продукцией, предназначенная для реализации продукции на розлив и не являющаяся потребительской тарой.

В журнале указывается розничная продажа по факту вскрытия транспортной тары – кеги, например, с пивом емкостью 50 литров.

При этом в графе 14 «расход объема розничной продажи» в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (декларация по форме № 12) подлежит отражение фактического объема розничной продажи из вскрытой транспортной тары. Например, если из кеги, емкостью 50 литров, было реализовано 5 литров пива, то в декларации отражается фактический объем реализованного пива – 0,5 дкл.

Вопрос: В случае переименования организации, какие действия необходимо предпринять организации при подаче деклараций?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда» утверждены формы и правила представления объемных деклараций (далее – Правила).

Согласно пункту 16 Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Уполномоченным органом по аккредитации является Минкомсвязи России.

В случае переименования организации для представления деклараций необходимо в «Личном кабинете», расположенном на сайте Росалкогольрегулирования ( fsrar . ru ), во вкладке Персональные данные изменить наименование организации.

Вопрос: Является ли допустимым заполнение показателей объема продукции (декалитров) в объемных декларациях с пятью знаками после запятой? Может ли расцениваться как расхождение сведений об объемах оборота в объемных декларациях поставщиков и покупателей, отражение данных с неравнозначным округлением об объеме закупленной/поставленной алкогольной продукции до третьего или до пятого знака после запятой (поставщик округлил до пятого знака, а покупатель до третьего знака после запятой)?

Ответ: Наличие (отсутствие) факта искажения сведений в декларациях в случае неравнозначного округления поставщиком и покупателем показателей об объеме продукции, должно определяться в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств, установленных при проверке данного факта.

Вопрос: В декларации при заполнении сведений о лицензиях поставщиков необходимо отражать сведения по всем действующим лицензиям на момент сдачи декларации или необходимо отражать все лицензии (действующие/недействующие) дата начала/дата окончания которых попадает в период сдачи декларации?

Ответ: Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 (далее – Порядок).

Согласно Порядку в декларации указываются реквизиты лицензии организации-поставщика продукции согласно сведениям, указанным в сопроводительных документах, удостоверяющих легальность их производства и оборота (в справке «Б» к ТТН).

Вопрос: Просим разъяснить порядок заполнения Раздела 2 декларации по форме № 11 и № 12 в случае перемещения алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации (между розничными магазинами), в том числе каким образом заполняется графа «Сведения о поставщике продукции».

Ответ: Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 (далее – Порядок).

Согласно пункту 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.

В соответствии с Порядком перемещение алкогольной продукции между обособленными подразделениями организации (между розничными магазинами) отражается:

— в декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртсодержащей продукции (декларация № 11):

в разделе 1: в графе 13 «перемещение внутри одной организации» — объем продукции, перемещенный обособленному подразделению от другого обособленного подразделения организации;

в графе 18 раздела 1 «перемещение внутри одной организации» — объем продукции, перемещенный обособленным подразделением другому обособленному подразделению организации. В целом по организации графа не заполняется;

в разделе 2: в графе 16 «объем закупленной продукции» — объем продукции, закупленный в соответствии с сопроводительными документами (товарно-транспортной накладной или таможенной декларации).

При наличии у организации обособленных подразделений графы раздела 2 декларации №11 «Сведения по обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП, адреса)» заполняются в соответствии с пунктом 13.5 Порядка.

— в декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (декларация № 12):

в разделе 1: в графе 12 «прочее поступление» — прочий объем поступившей продукции, не указанный в графах 7 — 11;

в графе 15 «прочий расход» — объем прочего расхода продукции;

в разделе 2: В графе 12 «объем закупленной продукции» — указывается объем продукции, закупленный в соответствии с сопроводительными документами (товарно-транспортной накладной или таможенной декларацией). В графах 7 «ИНН» и 8 «КПП» если поставщиком продукции выступает обособленное подразделение организации, проставляется код причины постановки на учет, присвоенный по месту нахождения обособленного подразделения. При наличии у организации обособленных подразделений или объектов торговли у индивидуального предпринимателя графы раздела 2 декларации № 12 «Сведения по обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП, адреса)/по объекту торговли индивидуального предпринимателя (с указанием адреса)» заполняются в соответствии с пунктом 14.5 Порядка.

Вопрос: Об отражении в декларациях полуфабрикатов собственного производства — морсов, настоев, ароматных спиртов.

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Формы и правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815.

Согласно пункту 1.9 Порядка заполнения деклараций, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 (далее – Порядок), в декларации отражается объем произведенной продукции, прошедшей весь цикл технологической обработки, разлитой в потребительскую тару, а также объем продукции собственного производства, используемый для производства другой продукции собственного производства.

В декларации не указывается объем продукции, находящейся в незавершенном производстве, то есть не прошедший полный цикл технологической обработки, а также не соответствующий требованиям, указанным в документах на соответствующий вид продукции, утвержденных в установленном порядке (ГОСТ, ТУ, технологическими регламентами и/или технологическими инструкциями).

Вопрос: Как отражается в декларациях и ЕГАИС расхождение количества алкогольной продукции, указанного в сопроводительных документах, с фактическим количеством алкогольной продукции, установленным покупателем при приемке такой продукции?

Ответ: Перечень документов, подтверждающих легальность производства и оборота алкогольной продукции установлен статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (пункт 4 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ).

При этом следует отметить, что согласно пункту 7 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ в первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Таким образом в случае обнаружения при приемке продукции меньшего количества, относительно количества, указанного в сопроводительных документах, покупатель вправе принять фактическое количество продукции, оформив при этом документальное подтверждение расхождения количества принимаемого товара, путем составления первичного учетного документа, по форме, определенной хозяйствующим субъектом, либо внеся соответствующие исправления в сопроводительные документы.

Положениями Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231, предусмотрено, что объемы закупки и поставки алкогольной продукции в декларациях отражаются на основании данных, указанных в сопроводительных документах.

Таким образом, поставщики и покупатели отражают в декларациях фактически поставленные объемы продукции в соответствии с сопроводительными и первичными документами, содержащими изменения.

В случае принятия покупателем алкогольной продукции в объеме меньшем, чем указано в сопроводительных документах, получатель продукции формирует в ЕГАИС «Акт расхождения» в котором указывает только фактически поставленное количество продукции в соответствии с сопроводительными и первичными документами, содержащими изменения.

Пример отражения в декларациях и ЕГАИС расхождения по количеству алкогольной продукции, указанному в сопроводительных документах, с фактическим количеством алкогольной продукции, установленным покупателем при приемке такой продукции.

1. Поставщик отправляет 18 000 (1 бут = 0,75 л, итого 13 500 л или 1 350 дал) бутылок, оформляя товарно-транспортную накладную от 28 марта. Фиксация поставки в ЕГАИС должна произойти до момента фактического выезда продукции со склада продавца.

2. До 20 апреля поставщик и покупатель представляют декларации за 1 квартал, где отражается поставка от 28 марта в объёме 1 350 дал (18 000 бутылок) в соответствии с имеющимися на момент подачи деклараций бумажными документами, подтверждающими легальность оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

3. Фактическая приёмка продукции покупателем осуществляется 22 апреля. При этом выявляется недопоставка в 12 бутылок (0,9 дал).

Покупатель в день фактической приёмки документарно оформляет акт расхождений на 12 бутылок (0,9 дал). В ЕГАИС покупатель так же в течение 3 дней с фактической приёмки товара оформляет «Акт расхождений», который система направляет поставщику. При согласии отправителя продукции с актом, с остатка отправителя будет списан лишь согласованный с получателем объем.

4. В срок до 30 июня поставщик и покупатель представляют корректирующие декларации за 1 квартал, в которых поставка от 28 марта отражается по фактически принятому покупателем объёму 1 349,1 дал (17 988 бутылок).

Вопрос: У кого можно закупить алкогольную продукцию для использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве кондитерских изделий? Можно ли использовать алкогольную продукцию, закупленную в розничном магазине, при производстве кондитерских изделий? Нужно ли декларировать закупку такой алкогольной продукции? Как указанные поставки должны отражать в декларациях поставщики?

Ответ: В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, организация, использующая алкогольную продукцию в целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, вправе закупить такую алкогольную продукцию в организации, осуществляющей ее поставку.
При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Таким образом алкогольная продукция, приобретенная по договору розничной купли-продажи в организации, осуществляющей ее розничную продажу, может быть использована только для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью и не может быть использована в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве кондитерских изделий для продажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Формы деклараций и Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815.

Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и классификаторов видов продукции (далее – Порядок) утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231.

Организации, закупившие алкогольную продукцию для ее использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве кондитерских изделий у организации – производителя или организации оптовой торговли, отражают закупку в соответствии с пунктами 6.2 и 9.2 Порядка: в декларации № 4 — «Об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции»:
в графе 6 «от производителей Российской Федерации» — объем продукции, поступивший от производителей Российской Федерации, в соответствии с сопроводительными документами;

в графе 7 «от оптовых организаций Российской Федерации» — объем продукции, поступивший от оптовых организаций Российской Федерации, в соответствии с сопроводительными документами;

в декларации № 7 — «Об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в графе 20 «объем закупленной продукции»;

Объем поставленной алкогольной продукции в адрес организации, использующей ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве кондитерских изделий организациями производителями алкогольной продукции и оптовыми организациями отражается в соответствии с пунктами 5.2, 7.2, 8.2 Порядка:

в декларации № 3 – «Об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции» в графе 11 «другим организациям»;

в декларации № 5 – «Об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в графе 19 «Прочий расход»;

в декларации № 6 — «Об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в графе 20 «объем поставленной продукции».

Вопрос: Каким образом в декларациях отражается перемещение алкогольной продукции внутри одной организации с обособленного подразделения, осуществляющего закупку, хранение и поставки, на свое обособленное подразделение, осуществляющее розничную продажу?

Ответ: Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее – Порядок) утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 (в редакции приказа Росалкогольрегулирования от 23.06.2015 № 169, вступающего в силу 24.08.2015).

Согласно пункту 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон № 171-ФЗ) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.

Согласно Порядку сведения о поставке алкогольной продукции с обособленного подразделения организации, осуществляющего оптовую продажу, своему обособленному подразделению, осуществляющему розничную продажу алкогольной продукции, отражаются:

в декларации № 5 в графе 16 «организациям розничной торговли» раздела «Расход» – объем продукции, поставленный организациям, осуществляющим розничную продажу продукции, в соответствии с сопроводительными документами;

в декларации № 6 в графе 20 «объем поставленной продукции» — указывается объем продукции, поставленный собственному обособленному подразделению, как организации розничной торговли, согласно сопроводительным документам;

в декларациях № 11 или № 12 в разделе I в графе 8 «от организаций оптовой торговли» указывается объем продукции, закупленный (полученный) у собственного обособленного подразделения, как у организации оптовой торговли, в соответствии с сопроводительными документами;

в декларации № 11 или № 12 в разделе II указывается объем продукции, закупленный (полученный) у собственного обособленного подразделения, как у организации оптовой торговли, в соответствии с сопроводительными документами (товарно-транспортной накладной).

Поставка продукции с обособленного подразделения организации, осуществляющего один вид деятельности, на свое обособленное подразделение, осуществляющее другой вид деятельности, сопровождается документами, предусмотренными пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ.

Вопрос: Какой порядок отражения сведений о закупленной до 01.06.2015 спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, до 1,5 процентов объема готовой продукции, в случае наличия остатков указанной продукции после 01.06.2015?

Ответ: 01.06.2015 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2014 № 490-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), в том числе в части изменения понятий алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В связи с этим Управление декларирования сообщает.

1. По данным инвентаризации остатки спиртосодержащей пищевой продукции (с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,5 процентов объема готовой продукции) на 01.06.2015:

а) отражаются в декларации по форме согласно приложению № 4:

в графе 5 «по импорту» – указываются остатки продукции на 01.06.2015, поступившей по импорту;

в графе 6 «от производителей Российской Федерации» — указываются остатки продукции на 01.06.2015, поступившей от производителей Российской Федерации;

в графе 7 «от оптовых организаций Российской Федерации» — указываются остатки продукции на 01.06.2015, поступившей от оптовых организаций Российской Федерации;

б) декларация по форме согласно приложению № 7 не заполняется.

2. Закупка спиртосодержащей пищевой продукции (с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,5 процентов объема готовой продукции) с 01.06.2015 отражается:

а) в декларации по форме согласно приложению № 4:

в графе 5 «по импорту» — объем продукции, поступивший по импорту, в соответствии с сопроводительными документами;

в графе 6 «от производителей Российской Федерации» — объем продукции, поступивший от производителей Российской Федерации, в соответствии с сопроводительными документами;

в графе 7 «от оптовых организаций Российской Федерации» — объем продукции, поступивший от оптовых организаций Российской Федерации, в соответствии с сопроводительными документами;

б) в декларации по форме согласно приложению № 7:

в графе 20 «объем закупленной продукции» — объем продукции, закупленный (перемещенный) согласно сопроводительным документам. При этом дополнительно сообщаем, что согласно статье 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортной накладной;

2) справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); 3) справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).

4) уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции).

5) заверенной подписью руководителя организации и ее печатью копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Вопрос: В каком порядке запрашиваются сведения из деклараций, представленных в Росалкогольрегулирование, в целях их использования в качестве доказательства при рассмотрении дела в Арбитражном суде?

Ответ: Согласно частям 1, 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.

Вопрос: Порядок отражения оборота алкогольной продукции на складах временного хранения для импортеров

Ответ: В декларации по форме согласно приложению № 5 движение алкогольной продукции на складах временного хранения (СВХ) отражается в разделе «Сведения по обособленному подразделению» как обособленное подразделение, имеющее КПП и адрес фактического местонахождения склада временного хранения:

в графе 12 «Прочие поступления»;

При ввозе алкогольной продукции на территорию Российской Федерации через несколько таможенных постов (через несколько СВХ), каждый такой склад должен быть отражен в декларации по форме согласно приложению № 5 как отдельное обособленное подразделение с указанием КПП и адреса фактического местонахождения склада временного хранения.

Вопрос: Приказом Росалкогольрегулирования от 06.05.2014 № 129 внесены изменения в Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденный приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 г. № 231, в частности теперь в поле «Дата» указывается дата подписания электронной подписью декларации главным бухгалтером организации. Неужели надо и бухгалтеру получать ЭЦП для подписания деклараций?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» утверждены правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее – Правила), а также утверждены формы деклараций.
В титульных листах всех деклараций предусмотрены подписи руководителя и главного бухгалтера.

В соответствии с пунктом 16 Правил декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее – Порядок) утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231.

Порядок разъясняет заполнение полей и граф деклараций, в том числе заполнение титульных листов деклараций.

Приказом Росалкогольрегулирования от 06.05.2014 № 129 внесены изменения в Порядок заполнения деклараций, которые вступают в силу 15.06.2014.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка с учетом изменений, внесенных приказом № 129, в титульном листе декларации:

а) поля «Подпись» руководителя и «Подпись» главного бухгалтера – не заполняются;

б) в полях «Дата» руководителя и «Дата» главного бухгалтера указывается дата подписания электронной подписью руководителя и главного бухгалтера организации.

Учитывая, что в соответствии с пунктом 16 Правил декларации подписываются организацией усиленной квалифицированной электронной подписью, в полях титульного листа декларации «Дата» руководителя и «Дата» главного бухгалтера организации следует указать дату подписания декларации усиленной квалифицированной электронной подписью.

В связи с указанным, получение второй усиленной квалифицированной электронной подписи организации (главного бухгалтера организации) не требуется.

Вопрос: Какой номер (номер бланка лицензии или номер записи в государственном сводном реестре выданных приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) указывается в сопроводительных документах на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции?

Ответ: В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154, Росалкогольрегулирование осуществляет полномочия по ведению государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – Реестр), информация, содержащаяся в котором, является открытой и бесплатной для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

Согласно пункту 11 Правил ведения Реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 № 723 (далее – Постановление), при внесении в Реестр записи, содержащей сведения о выдаче (переоформлении) организации лицензии, данной записи присваивается номер, являющийся номером лицензии. Присвоение номера лицензии происходит с момента вступления в законную силу Постановления.

Выдача бланков лицензий нового образца, в которых указывается номер лицензии соответствующий номеру в Реестре (двенадцатизначный), согласно приказу Росалкогольрегулирования от 03.09.2012 № 245 «О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», осуществляется с 11.12.2012.

Учитывая изложенное, по лицензиям на осуществление видов деятельности, определенных статьей 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», выданным до 11.12.2012 (в том числе продленным после 11.12.2012 без замены бланка лицензии), в сопроводительных документах следует указывать номер бланка лицензии и номер записи в Реестре (двенадцатизначный).

В случае, если лицензия выдана после 11.12.2012, в сопроводительных документах указывается только номер лицензии, который соответствует номеру в Реестре (двенадцатизначный).

В соответствии с Порядком заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231, в декларациях сведения о лицензиях указываются в соответствии с сопроводительными документами, оформленными на оборот продукции.

Вопрос: Какой порядок отражения организацией-получателем объемов закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 7 в случае поставки организацией-поставщиком указанной продукции в конце предыдущего квартала?

Ответ: Заполнение декларации осуществляется в соответствии с Порядком заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 (далее – Порядок).

Согласно пункту 8.2 Порядка в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 6 (далее — декларация № 6) указываются:

— в графе 17 «дата поставки» — дата поставки продукции организации-получателю в соответствии с сопроводительными документами;

— в графе 18 «номер товарно-транспортной накладной» — номер товарно-транспортной накладной;

— в графе 20 «объем поставленной продукции» — объем продукции, поставленный (перемещенный) согласно сопроводительным документам.

В соответствии с пунктом 9.2 Порядка в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 7 (далее — декларация № 7) указываются:
— в графе 17 «дата закупки (дата отгрузки поставщиком)» — дата закупки продукции организацией-получателем, которая соответствует дате отгрузки (поставке), указанной поставщиком в сопроводительных документах;

— в графе 18 «номер товарно-транспортной накладной» — номер товарно-транспортной накладной;

— в графе 20 «объем закупленной продукции» — объем продукции, закупленный (перемещенный) согласно сопроводительным документам.

Таким образом, отгруженная продукция отражается организацией-продавцом и организацией-покупателем в том отчетном периоде, в котором осуществлена отгрузка (поставка) алкогольной продукции со склада организации-поставщика, в соответствии с товарно-транспортной накладной.

При этом даты отгрузки, указанные в декларации № 6 (поставщика), и даты, указанные в декларации № 7 (получателя), должны совпадать, так же как и номера товарно-транспортных накладных.

Вопрос: Какой порядок отражения оборота алкогольной продукции на складах временного хранения для организаций, осуществляющих деятельность по хранению алкогольной продукции на складах временного хранения?

Ответ: Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 № 231 утверждены Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, и Классификатор видов продукции (далее — Порядок).

Организация, осуществляющая деятельность по хранению не принадлежащей ей алкогольной продукции на складах временного хранения (далее – СВХ), должна иметь лицензию на хранение алкогольной продукции и свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ.
В соответствии с пунктами 7.5, 8.5, 9.5 Порядка перемещение объема продукции с СВХ получателю (собственнику) продукции либо на СВХ получателем (собственником) продукции указывается в декларациях по формам согласно приложениям №№ 5, 6,7 в соответствии с вышеуказанным Порядком.
Таким образом, у организаций, имеющих лицензию на хранение алкогольной продукции и свидетельство о включении в реестр владельцев СВХ, возникает обязанность по представлению деклараций по формам согласно приложениям №№ 5, 6, 7.

Вопрос: Какой порядок отражения сведений об объемах этилового спирта при заполнении деклараций по формам согласно приложениям № 1, 2, 7?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон № 171-ФЗ) действие закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива.

Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ безводный (стопроцентный) спирт это условное понятие, применяемое в расчетах.

Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ определено, что основное технологическое оборудование для производства этилового спирта должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее — АСИиУ).

Основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом и втором пункта 2 оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции (далее — ЕГАИС), включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 № 396 утверждены Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее — Требования).

Согласно пункту 5 Требований АСИиУ должны обеспечивать для каждого наименования готовой продукции учет измеренных показателей объема готовой продукции, объема безводного (100-процентного) спирта в готовой продукции и концентрации безводного спирта в готовой продукции (в процентах) при температуре +20°C.

Учет объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 № 380 «Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей» (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 2 Правил при учете объема производства и оборота продукции единицей измерения является декалитр при температуре этой продукции +20°С.

Таким образом, в соответствии с Требованиями и Правилами объемы поставки и закупки этилового спирта, прошедшие через АСИиУ, учитываются при одинаковой температуре +20°С.

Согласно пункту 11 Правил значения показателей, используемых для учета объема производства и оборота продукции, фиксируются организациями в журнале учета объема производства и оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта.

В соответствии с пунктом 13 Правил данные журнала используются организациями при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта.

Порядок учета этилового спирта установлен Инструкцией по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта, утвержденной Министерством пищевой промышленности СССР 25.09.1985 (далее — Инструкция). Указанная Инструкция распространяется на все виды и сорта этилового спирта вне зависимости от способа его приобретения и цели дальнейшего использования в части, не противоречащей действующему законодательству.

Согласно пункту 6.5.2.3 Руководства пользователя ЕГАИС при получении (закупке) этилового спирта предварительно необходимо пропустить продукцию через АСИиУ, затем сохранить в каталоге обмена полученные файлы АСИиУ.

В соответствии с 6.4.2.6 Руководства пользователя ЕГАИС при отгрузке этилового спирта указывается:
объем отгруженной продукции в дал согласно ТПД на отгрузку;

количество безводного спирта (дал) корректируется на основании Акта о приемке-отгрузке этилового спирта с привязкой к температуре в 20°С.

Объемы этилового спирта, указанные в декларациях, должны соответствовать объемам этилового спирта, зафиксированным в ЕГАИС.

Вопрос: По каким кодам видов продукции отражается алкогольная и спиртосодержащая продукции в декларациях розничной торговли?

Ответ: Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 № 231 утверждены Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, и Классификатор видов продукции. Классификатор видов продукции содержит коды видов продукции наименованиями на продукцию, произведенную (ввезенную по импорту) до 01.07.2012, а также на продукцию, произведенную (ввезенную по импорту) после 1 июля 2012 года. При этом, в соответствующих формах деклараций за 3 квартал 2012 года отражаются: объем закупленной, произведенной и поставленной продукции по кодам, зафиксированным в ЕГАИС, организациями осуществляющими производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; закупки, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции — объем закупленной (полученной) и поставленной продукции по кодам, соответствующим кодам видов продукции, указанным поставщиками; оборот продукции, ввезенной на территорию Российской Федерации, включая из стран Таможенного Союза, — объем закупленной и поставленной импортной продукции по кодам, зафиксированным импортерами в ЕГАИС; розничные продажи алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции — объем алкогольной и непищевой спиртосодержащей продукции по кодам, указанным поставщиками. Остатки продукции с кодами, применяемыми до 1 июля 2012 года, не изменяются коды вида продукции, введенные после 1 июля 2012 года.

Вопрос: Сколько надо представлять деклараций при переоформлении лицензии, когда изменяется бланк лицензии? Две или одну. Если одну, то как следует оформлять титульный лист декларации.

Ответ: Заполнение деклараций осуществляется в соответствии с Порядком заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденного приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 № 231 (далее – Порядок). Пунктом 1.2 Порядка организация, осуществляющая свою деятельность на основании нескольких лицензий, формирует единую декларацию по всем кодам видов продукции (независимо от количества лицензий на вид деятельности, действующих в отчетном периоде).

Вопрос: Кто и с какого периода представляют декларацию по форме согласно приложению № 9, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей»?

Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» утверждены правила представления деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 11 Правил, декларация по форме согласно приложению № 9 представляется организациями, осуществляющими перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее – продукция).

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2012 № 648 «О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции» перевозки осуществляются:

а) автомобильным транспортом на основании выданных в установленном порядке Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка лицензий на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

б) железнодорожным, внутренним водным и морским транспортом на основании выданных в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами лицензий на перевозки железнодорожным транспортом, внутренним водным транспортом и морским транспортом опасных грузов;

в) воздушным транспортом на основании выданных Федеральным агентством воздушного транспорта в установленном порядке лицензий на перевозки воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Таким образом, декларации по форме согласно приложению № 9, за 1, 2,3 и 4 кварталы 2012 года представляются организациями – перевозчиками продукции:

— внутренним водным транспортом;

При этом организации, фактически осуществляющие автомобильные перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, декларации о перевозках по форме согласно приложению № 9 представляют независимо от наличия лицензий на данный вид деятельности.

источник