Здоровый портал: борьба с вредными привычками. Лечение детского и подросткового алкоголизма

Лечение детского и подросткового алкоголизма

Хроническим алкоголизмом страдают тысячи людей, но особенно опасно это заболевание в детском возрасте. У ребенка сформированы еще не все системы, поэтому спиртное может нанести непоправимый урон его организму. Кроме того, прием горячительных напитков в детском возрасте вызывает серьезные нарушения психики и быстро приводит к личностной деградации.

Детский алкоголизм — это одно из самых опасных заболеваний современности. В России и других странах СНГ оно начало развиваться после распада Советского Союза.

Спиртное сейчас доступно, а его употребление не вызывает общественного порицания и сопровождает все вечеринки. Это приводит к тому, что алкогольные напитки начинают пить дети — из интереса, желания почувствовать себя взрослым или под влиянием старших ребят. Однако их психика еще не сформирована, поэтому быстро развивается привыкание и наступает зависимость.

Средний возраст, в котором современные дети пробуют алкоголь, составляет 10 лет. Обычно спиртное ребенку наливают взрослые на семейном застолье, не задумываясь, к каким последствиям это может привести. Более раннее знакомство детей с алкоголем обычно происходит случайно или опять же с подачи родителей, которые проводят лечение спиртовыми настойками.

  • быстрое привыкание к спиртному;
  • злокачественное течение заболевания;
  • употребление больших объемов алкоголя залпом;
  • быстрое наступление запоев;
  • низкая эффективность лечения.

У взрослых хронический алкоголизм формируется за 5-10 лет, а у детей — до 4 раз быстрее, что обуславливается анатомо-физиологическими особенностями организма. У ребенка в мозговой ткани меньше белка и больше воды, в которой хорошо растворяется этанол, что улучшает его усвояемость.

7% спирта выводится из детского организма почками и легкими, а остальная его часть действует как токсин и отравляет все органы. В результате организм быстро адаптируется к яду, наступает привыкание.

Злокачественное течение алкоголизма у ребенка объясняется тем, что его организм еще не сформирован. ЦНС не может долго противостоять разрушительному воздействию спиртного, поэтому быстро развиваются необратимые последствия.

Поскольку ребенок боится критики взрослых, он употребляет алкоголь тайно от них. В таких случаях вся доза выпивается залпом, обычно без закуски.

Дети быстро привыкают распивать спиртное по любому поводу. При легком опьянении они начинают чувствовать неуверенность, а трезвое состояние становится для них странным. В стремлении поддерживать полное опьянение ребенок уходит в запой.

Детское пьянство с трудом поддается лечению, поскольку психика в юном возрасте еще не до конца сформирована, и быстро развивается тяжелая зависимость. Ребенку нравится состояние опьянения, в нем он чувствует себя комфортно. Уговорить его на лечение очень сложно, но без осознания проблемы и желания с ней справиться борьба с алкоголизмом становится бесполезной.

Большинство малолетних алкоголиков становятся таковыми по вине родителей. Во время семейных торжеств и застолий дети находятся за общим столом и видят, что их родители пьют спиртное, после чего им становится весело.

Кроме того, многие взрослые наливают ребенку чуть-чуть алкоголя, чтобы он выпил вместе со всеми. В детском возрасте этого может быть достаточно, чтобы развилась зависимость. Ребенок начинает думать, что в алкоголе нет ничего страшного, он лишь дарит хорошее настроение и расслабление.

Полный список причин детского алкоголизма несколько шире, но все они связаны с недостаточным вниманием взрослых к своим чадам:

  • подражание старшим товарищам;
  • алкоголизм родителей;
  • желание избавиться от проблем (в школе или дома);
  • наличие у ребенка свободных денег.

Дети обычно пьют только со своими сверстниками, а на семейных торжествах они часто отказываются от рюмки. Неуклонно растет количество школьников, которые регулярно пьют слабоалкогольные коктейли. Детям кажется, что так они выглядят старше и вызывают уважение со стороны одноклассников.

Поскольку самоконтроль у ребенка отсутствует, он часто перебарщивает с дозой спиртного и доводит себя до тяжелой стадии опьянения. В таком состоянии дети совершают хулиганские действия, воруют, в итоге их ставят на учет в детские комнаты милиции.

Если ребенок получал этанол в утробе матери, он часто плачет, потому что ему нужна привычная доза. Такому младенцу достаточно смочить губы водкой — и он сразу успокоится.

Часто алкоголизм развивается у детей, перенесших заболевания, которые приводят к изменениям личности:

  • Мозговые травмы.
  • Органические поражения ЦНС.
  • Нейроинфекции.

В этих случаях наблюдается более интенсивное и злокачественное течение алкоголизма. Ребенок быстро теряет контроль над количеством выпитого и начинает испытывать непреодолимую тягу к спиртному. Вскоре развивается абстиненция.

Также к алкоголизму в детском возрасте нередко приводят психологические травмы:

  • ранняя потеря матери;
  • семейные конфликты;
  • отсутствие надзора со стороны взрослых;
  • социальная запущенность.

На видео причины детского алкоголизма:

Алкогольная зависимость у ребенка развивается постепенно. Однако этот процесс в детском возрасте протекает гораздо быстрее, чем во взрослом.

Выделяют 5 основных этапов формирования этой болезни:

  • Привыкание к алкоголю.
  • Регулярное употребление.
  • Психическая зависимость.
  • Абстинентный синдром.
  • Деменция.

Вначале ребенок пьет время от времени, в результате чего происходит адаптация к алкоголю. Поскольку детский организм не сформирован, он не может сопротивляться вредному воздействию этанола.

Родители и учителя должны внимательно относиться к ребенку и следить за изменениями в его поведении и новыми друзьями. Процесс привыкания к спиртному длится в среднем 3-6 месяцев.

На втором этапе поведение детей меняется, поэтому задача взрослых — вовремя отреагировать и объяснить ребенку, к чему может привести злоупотребление алкоголем. В этот период еще можно побороть болезнь, прекратив распитие спиртных напитков.

Спустя 1 год после начала употребления алкоголя у ребенка формируется психическая зависимость. Он готов выпивать в любое время, причем ему не важно, какой именно это будет алкоголь.

Переносимость этанола увеличивается в 3-4 раза, одновременно ребенок полностью утрачивает контроль за количеством выпитого и своим поведением. Дети начинают пить много дней подряд или постоянно. Это свидетельствует о том, что началось развитие хронического алкоголизма.

Когда наступает абстинентный синдром, диагностируется переход заболевания в хроническую стадию. Синдром отмены у детей сопровождается вегетативно-соматическими нарушениями. По времени он длится меньше, чем у взрослых, а возникает он после употребления значительных доз спиртного.

Существует множество признаков, по которым внимательные родители могут заподозрить алкоголизм у своих детей.

Так, отравляющее воздействие спиртного на головной мозг и ЦНС вызывает поведенческие отклонения:

  • резкое ухудшение оценок;
  • прогулы;
  • изменение круга общения;
  • отказ знакомить родителей с новыми друзьями;
  • потеря интереса к прошлым увлечениям;
  • пренебрежение личной гигиеной;
  • пассивность;
  • агрессивность;
  • нервозность;
  • скрытность;
  • воровство;
  • хулиганство.

Одновременно у детей проявляются физические признаки алкоголизма, которые должны насторожить любого взрослого. Они могут быть связаны как с пагубным воздействием спиртного на несформированный организм, так и непосредственно с похмельем.

Следующие признаки выдают малолетнего алкоголика:

  • запах алкоголя от одежды;
  • перегар;
  • боли в голове;
  • частая тошнота;
  • красные щеки и лицо;
  • невнятная речь;
  • резкое похудение или набор веса;
  • ухудшение координации;
  • замедленные рефлексы.

Параллельно проявляются когнитивные симптомы. У ребенка ухудшается концентрация внимания, краткосрочная память. Он становится забывчивым, не может запомнить школьный материал, из-за чего существенно снижается его успеваемость.

Детский алкоголизм с трудом поддается лечению. Это связано в первую очередь с сильнейшей психологической зависимостью, которая требует длительной работы специалистов.

Ряд медиков утверждает, что детский алкоголизм неизлечим. Они выдвигают мнение, что оградить ребенка от спиртного можно только с применением крайних мер. При этом вылечить личностные и соматические изменения, которые спровоцировал алкоголь, невозможно.

На ранней стадии, когда ребенок пьет еще не регулярно, достаточно профилактических бесед. Отказ от алкоголя не будет сопровождаться неприятными физическими симптомами и пройдет относительно безболезненно.

Если алкоголизм уже сформирован, ребенку требуется стационарное лечение. Оно возможно только с разрешения родителей либо опекунов.

Для избавления от физических симптомов ребенку проводят детоксикацию организма и восстанавливают жизненно важные функции.

Многие препараты, которые используются для лечения взрослых, детям давать нельзя. Поэтому врачи назначают:

  • иммуномодулирующие фитосборы;
  • витамины;
  • общеукрепляющие средства.

Однако основное лечение заключается в преодолении психологической зависимости от спиртного. Для этого с ребенком должен работать психотерапевт. Не менее важно, чтобы в лечении участвовали родители.

Специалист поможет взрослым наладить отношения со своим ребенком, устранить разногласия и вернуть утраченную гармонию в отношения. Большинство случаев детского алкоголизма провоцирует нездоровая обстановка в семье. Чувствуя себя ненужным, брошенным, испытывая постоянные стрессы, ребенок находит утешение в спиртном.

Важно понимать, что дети не могут прийти в клинику самостоятельно и попросить помощи. За него и его здоровье полностью отвечают взрослые, которые находятся рядом.

Родители, бабушки, дедушки должны с большим вниманием относиться к подрастающему поколению, узнавать, с кем общается ребенок, как проводит время, чем интересуется. Это позволит не пропустить тревожные симптомы и вовремя начать лечение.

В детском возрасте даже эпизодическое выпивание небольших доз спиртного — сильнейший стресс для организма. Всемирная организация здравоохранения признала алкоголь ядом для ребенка, потому что он оказывает разрушительное действие на все органы и системы, препятствуя их нормальному развитию.
Регулярный прием алкоголя приводит к нарушениям эндокринной, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Последствиями становятся:

  • неправильное развитие сердца и сосудов;
  • нарушение синтеза гормонов;
  • нарушение нервной проводимости;
  • психические расстройства.

Основной удар приходится по нервной системе, потому что у детей она находится на стадии формирования. Очень быстро у ребенка развиваются психозы, неврозы, гиперактивность.

В результате разрушительного воздействия на ЦНС ребенок становится апатичным и ленивым либо, наоборот, слишком вспыльчивым, злым и агрессивным, он начинает часто прогуливать школу. Затем следуют ухудшения памяти, логического и абстрактного мышления, затруднение концентрации внимания. В определенный момент все это может привести к полной личностной деградации.

Детский организм вырабатывает меньше алкогольдегидрогеназы — фермента, разлагающего спирт. Поскольку действие этанола усиливается и становится более длительным по времени, происходит отравление печени, желудочно-кишечного тракта, почек, головного мозга и других органов.

Под действием алкоголя у ребенка может развиться заболевание, угрожающее жизни:

  • цирроз;
  • почечная или печеночная недостаточность;
  • энцефалопатия;
  • онкозаболевания.

На видео последствия детского алкоголизма:

Поскольку детский алкоголизм приводит к необратимым нарушениям здоровья и очень сложно поддается лечению, особенно важна профилактика заболевания. Она ведется одновременно в нескольких направлениях: семья, школа, государственное регулирование.

Меры профилактики детского алкоголизма на уровне семьи включают:

  • Излечение родителей от зависимости.
  • Антиалкогольное воспитание.
  • Здоровое питание.
  • Нормирование режима дня.
  • Полноценный сон.

В школе для недопущения алкоголизма среди учеников также должен предприниматься ряд действий, среди которых:

  • Санитарно-просветительская работа.
  • Установление контакта педагога с учениками.
  • Приобщение детей к физкультуре.
  • Педагогический такт.
  • Профилактическая работа школьного врача.

Формирование личности человека начинается еще в детстве, поэтому профилактика алкоголизма должна стартовать как можно раньше.

Большая роль в этой сфере отводится государству, которое на данный момент предприняло ряд важных мер:

  • Запрет продажи алкоголя несовершеннолетним.
  • Запрет рекламы пива по телевизору до 21:00.
  • Уголовная ответственность за вовлечение детей в пьянство.
  • Запрет принимать детей на работу, связанную со спиртным.

Чтобы ребенок перестал думать об алкоголе, его необходимо чем-то отвлечь, занять его свободное время. Стоит подобрать какое-то хобби — например, поход в спортивную секцию. Кроме того, сами взрослые должны полностью отказаться от алкоголя, чтобы дети могли брать с них пример.

Документальный фильм о детском алкоголизме:

источник

Лечение подросткового алкоголизма — это серьёзнейшее направление современной наркологии, а сам подростковый алкоголизм – сложная медицинская и социальная проблема. Как вы понимаете, для болезни всё равно кто перед ней: мужчина, женщина или подросток. Если человек употребляет алкогольные напитки с определённой периодичностью — у него возникнет алкоголизм — патологическая тяга к употреблению спиртного. Но всё же алкоголизм разделяют на мужской, женский, подростковый. В каждой группе есть свои особенности как формирования зависимости, так и её излечения.

Пристрастие подростков к употреблению пива — бич современного общества. Эта категория зависимых труднее всего поддаётся статистике. Но даже рассматривая только тех подростков, кто проходил лечение в психоневрологических клиниках, мы видим, что 10% из всех случаев заболеваний составлял алкоголизм, а 80% от алкоголиков были именно пивными зависимыми. Возраст употребления снизился до 9—10 лет! Эмансипация тоже внесла свой вклад: если раньше злоупотребляли в подростковом возрасте в основном парни, то теперь девушки от них тоже не отстают.

При возникновении алкогольной зависимости в подростковом возрасте гораздо быстрее формируется физическая зависимость от спиртного. Поскольку подросток ещё не достиг полной зрелости, алкоголь вызывает быстрое развитие физиологических и психологических расстройств.

Заболевание развивается у подростков в разы быстрее, чем у взрослых. Так, если взрослый приобретает стойкую алкогольную зависимость через 5—10 лет употребления, то подросток уже через 2—3 года регулярного приёма спиртного. При этом патологические изменения организма проявляются ярче и носят более грубый характер. Это объясняется тем, в это время идут окончательные настройки всех систем и органов. Этот период особенно важен для репродуктивной и гормональной систем, они как раз включаются на полную мощь, для психики, для формирования личности. Но этим пока ещё нестабильным областям здоровья и наносит алкоголь самый сильный удар.

Как и любая наркологическая зависимость, подростковый алкоголизм формируется под действием многих факторов: биологических и психосоциальных. Риск заболеть алкозависимостью в 3—4 раза больше у тех, чьи родители пили, и подвержены ему больше мальчики. На степень влечения к алкоголю может повлиять перенесённая в детстве черепно-мозговая травма. Вероятность употребления становится особенно высока из-за ряда акцентуаций характера, в том числе передающихся по наследству. При различных особенностях харктера появляются свои специфические причины приёма алкоголя.

  • Подросток может принимать алкоголь чтобы «отключиться», забыться от окружающих беспокоящих его факторов. Это характерно для эпилептоидного типа личности.
  • Алкоголь может использоваться как способ упростить процесс общения, снять внутренние противоречия, которые характерны для шизоидного типа личности.
  • Спиртное даёт возможность привлечь к себе внимание, причём как сверстников, так и родителей, учителей, а так же повысить свой статус в компании подростков. Это важно для истероидов и гипертимов, которые начинают принимать спиртное для этого.
  • Алкоголь — способ ухода от конфликтов для астеников. Депрессивные личности нормализуют с помощью него своё настроение.

К психосоциальным факторам можно отнести искажения воспитательного процесса, влияние окружения, социальные установки и стереотипы поведения, присущие окружающей подростка среде. Никакая социальная ситуация не является приговором. Но, проживая, например, в небольшом городке, где основное занятие населения в пятницу и субботу — это распитие пива или чего-то покрепче, подросток явно рискует больше, чем в городе с большим культурным потенциалом. Хотя там есть свои опасности.

К искажениям воспитания можно отнести ситуации гиперопеки или излишнего контроля, когда, например, за практически взрослым парнем следят как за пятилетним мальчиком, не давая никакой свободы, не обучая ответственности за свои поступки. По отношению к подростку могут предъявляться завышенные требования, использоваться двойные стандарты. Он может не получать достаточно внимания относительно своих интеллектуальных, эмоциональных и физических нужд. Конечно, особая группа риска — это дети, перенесшие насилие от родителей. Физические наказания, психологические истязания, побои, иногда и что-то худшее. В этом случае алкоголь может использоваться ими, чтобы забыться от негативных воспоминаний.

Подростковый возраст очень особенный. Это неустойчивость самооценки, чувствительность к стрессовым ситуациям, тревожность, подверженность импульсным решениям. Поэтому, оказавшись в асоциальной компании, подростку трудно устоять перед соблазнами. Хочется иметь высокий статус в группе, а он часто подтверждается именно готовностью употребить спиртное. Проще выпить алкоголь и не создавать стрессовой ситуации — так думает подросток, ему и без этого непросто, он хочет сохранить самооценку и душевный покой. Не стоит сбрасывать со счетов сильную тягу к удовольствиям и экспериментам, которые характерны для переходного возраста.

Очень часто употребление подростком алкоголя начинается в компании сверстников, реже дома. Позднее приём алкоголя в группе становится неким ритуалом, её участники даже могут собираться именно ради этого. Верно и обратное: пока подросток не присоединился к группе, он вроде бы и не хочет выпить, может даже забыть про тему алкоголя.

У подростков под влиянием общественного мнения и примеров, подаваемых окружением возникает некий образ хорошего, интересного времяпрепровождения, отдыха. Часто эти образы включают в себя употребление алкоголя как обязательную составляющую. Общение, прогулки, посещение вечеринок, концертов уже не мыслятся без выпивки. Это что-то вроде групповой зависимости, из которой после формируется индивидуальная.

Под прикрытием этой общей эйфории от принятия алкоголя легко и незаметно формируется личная психологическая привязанность к процессу и результатам употребления, которая чуть позже заставит выпивать уже и вне группы. Если у подростка есть хоть малейшие психопатические отклонения, то зависимость будет развиваться катастрофически быстро.

Когда сформирована психологическая зависимость, то приём алкоголя становится уже регулярным, при этом подростки, даже больше чем взрослые, склонны отрицать свою проблему. Практически сразу исчезает контроль за количеством выпитого. Поскольку для юного человека — это возраст, когда ещё дорисовывается его картина мира, алкоголю очень легко вписать туда свои страшные утверждения: «жить без спиртного невозможно», «возможность выпить — признак благополучия» и так далее.

Естественно, что на фоне употребления страдают все личные и социальные связи подростка, что отрицательно скажется на его дальнейшей жизни. Учёба забрасывается. После школы, когда есть такая прекрасная возможность раскрыть себя, выбрать действительно любимое дело, выпускник поступает куда-нибудь, лишь бы получить диплом. И испытывает к своей профессиональной деятельности, призванию полное равнодушие, что объяснимо — сейчас все его мысли с алкоголем.

источник